Одна из моих любимых форм путешествия – на автомобиле. Я много путешествую по разным странам и, почти всегда, в большинстве случаев беру в аренду автомобиль. Путешествия на машине дают возможность больше увидеть, больше охватить, позволяют быть свободным в выборе, например, мест ночевки или интересных для обзора локаций. Позволяют сократить время, а в некоторых случаях и силы, например, при подъеме на смотровые площадки или подъезде к кемпингу. Я очень рад, что я не одинок в своей страсти к автомобильным поездкам, и моя вторая половинка – моя Катюшка с удовольствием поддерживает идеи автопробегов.
Автопутешествия по России – давно забытый формат для нас. Концепция «наш Мир столь огромен» давно скорректировала вектор направлений и приоритета путешествий на зарубежье. Уверен, что мы будем еще долго вспоминать короновирусную эпоху, которая «подарила» нам возможность вновь открыть для себя красоты нашей страны. Конец сезона в Карелии, где мы на протяжении всего лета успешно проводили время, то на скалах, то просто «в полях», закрылся проливными дождями и холодом. Билеты в Крым дожидались даты вылета, рюкзаки рисковали покрыться пылью до этого времени, надо было срочно что-то придумывать.
Кавказ. Прогноз погоды на ближайшие две недели хоть и не был стабильно прекрасен, но все-таки «проливных и затяжных» не наблюдалось. Регион был открыт, что в современных «масочных» реалиях – важный момент для принятия решения. А дальше – все по цепочке: билеты, аренда машины, наброски маршрута, в путь…
Так как в нашу поездку по Кавказу добавился пункт «давай, вернемся на Белалакаю», то аэропорт прилета и вылета (хотя о последнем мы еще не знали, билеты брали в одну сторону) был выбран Минеральные Воды. На Белалакаю мы сходили успешно, о чем я рассказал на страницах своего блога в статье «И снова Белалакая», а вот о дальнейшем автопробеге по Кавказу здесь и пойдет речь.
Отправившись рано утром из Домбая в сторону Минеральных вод, успешно их объехав через Железноводск, вдохнув ароматы целебных источников и простояв на каждом светофоре в городе (спасибо Яндекс-навигация!), к обеду подъехали к «воротам» в Ингушетию. Там и правда ворота. У нас проверили паспорта, заглянули в багажник и…пропустили.
Дорога сразу как-то «подпортилась», хотя асфальт все еще был приличного качества, но с трассой из Владикавказа не сравнить. Впрочем, для горного села Джейрах качество дороги можно вполне классифицировать, как прекрасное.
Наш путь лежал на смотровую площадку гостиничного комплекса Армхи. На верхнюю станцию канатной дороги. Надо сказать, что всего в Джейрахском районе 3 гостиницы, точнее одна гостиница и два гостевых дома, открытые в данный момент. Самая «звездочная» гостиница – это «Армхи». Эконом-вариант на двоих стоит 2100 рублей + 800 рублей за ужин, завтрак включен, так же как канатка и парковка. На своем авто можно доехать до верней станции канатной дороги, можно пешком по Лестнице здоровья, можно, собственно, на самой «креселке».
Открывшийся на ущелье вид всячески намекал нам на то, что завтра рассвет нужно встречать в горах, а не в окне эконом-номера, и мы, разумеется, вняли горному эху ветра странствий и отправились по грунтовке (а еще и серпантин!) в поселок Бейни, что расположился в аккурат на другой стороне от Армхи.
До башенного комплекса, что построен (или правильнее сказать, что разрушен) на холме над поселком Бейни добрались почти с закатом.
Рядом оказался чудесный кемпинг, с шикарными деревянными беседками, мангалами, костровищем, дровами, туалетами и парковкой.
Разместились с шиком, накрыли ужин, и провожали солнце, ловя взглядом сползающий по зеленым холмам солнечный палантин, прозрачным шелком цепляющийся за золотисто-красный ворсистый покров листвы.
Да! Было поистине поэтическое настроение.
А потом сидели у костра. Смотрели на звезды, на тлеющие угли.
Как же прекрасно спалось в палатке! Нам показалось, что было даже слегка жарко, но это знание было с лихвой компенсировано утренней прохладой, впрочем, для трекинга и восхождения лучше холод, чем жара. Солнце активно вторглось в наш поход ближе к 12-00, но к тому времени мы уже были на высоте 3000 м.
Итак, восхождение на Столовую гору. Вышли в 6-11 минут утра. от кемпинга. Там есть указатели – заблудиться сложно, да и, собственно, дорога одна. В обратную от Казбека сторону ;))
Через час подъема были у родника. Можно было бы дойти минут на 10 быстрее, но перед нами постоянно шли лошади и жеребцы не были столь позитивно настроены, чтобы довести нас до начала пешеходной тропы, можно сказать, всячески препятствовали восхождению.
Родник хороший. Набирать воду лучше из колодца, спрятанного под металлическим люком с крышкой. Там есть кран. Его нужно открутить, снять трубу с подвешенной проволоки и опустить вниз, тогда вода самотеком пойдет. Если эти нехитрые манипуляции не хочется делать, то можно налить воду из крана, что течет в поилку для лошадей, но по словам местного пастуха – это уже вода из трубы, а первоисточник – в колодце.
На смену лошадям пришли пастушьи собаки. Они были рады нам, просились играть, есть, пить и вообще им явно было скучно без работы.
Около родника, чуть выше по дороге есть прекрасная беседка и места под палатки. Сюда и даже выше можно заехать на внедорожнике. Еще через 40 минут подошли под пешеходный маршрут. Дальше – только тропа, стада коров, бизонов и баранов, с соответствующей маркировкой тропы.
Подъем плавный. До перевала, откуда разветвляется дорога: право – в сторону ретранслятора, вышки, а лево – наша тропа, в сторону храма Мят-Лоам нам потребовалось еще 40 минут времени, с учетом того, что пришлось открывать ворота забора с колючкой, заботливо установленного пастухами для организации движения скота на территория пастбищ ;)) Как-то так 😉
Перекусили у храма. Обед с видом на заснеженные вершины Казбека был великолепен. Правда, пришлось потратить время на поиск полянки, где до нас не обедали те самые подшефные пастухов, но это не сильно задержало нас на маршруте.
Двинулись дальше. Вниз к водопою, распугивая «антилоп и зебр», завершая эпоху водяного перемирия. Животные совершенно не общительные, но и не из пугливых.
Учитывая количество, а главное – размер местных яков, не очень там хочется изображать древних людей с каменными топорами, тем более, что у нас с собой были только трекинговые палки. Ну, хоть сбежать можно быстро…
А тропа вела нас все выше и выше. Показался второй перевал, который судя по карте был нам не нужен и мы ушли правее. В некоторых местах тропа теряется, но направление понятно.
На всякий случай, сделал несколько туриков, фото прилагаю. От нижнего турика выше и направо.
Вот общая картинка камней, снизу, при подходе будет видно и понятно.
Фактически, нужно обогнуть ущелье, пролезть через тропинку между скал и выйти месту, откуда уже будет видно плоское плато Столовой горы. Всевозможные погодные датчики и домик метеорологов даст прекрасный ориентир.
Гора Мят-Лоам (Столовая гора). 2993м. Джейрахский район. Республика Ингушетия.
«Подобно тому, как человек с особой любовью смотрит на творение рук своих, Дяла (Верховный бог ингушей), сотворив землю, с небес решил посмотреть на нее. Глянул вниз и залюбовался своим творением. Все было ладно: и горы, и долы, и леса — все, видимое на земле. И Дяла решил: «Поставлю-ка я на земле метку, по которой будет видно, что земля есть мое творение». Опустил Дяла руку и ладонью прижал землю. Затем поднял руку вверх. На земле должна была остаться вмятина. Но случилось другое: земля, обласканная тем, что великий Дяла коснулся ее дважды, протянулась вслед за рукою и, вспучившись высоко в небо, остановилась. Так образовалась гора Мят-Лоам».
Еще один подъем, спуск, подъем и вот мы уже на финишной прямой. Почти 11-00 утра. Мы одни в столь ранний час здесь, впрочем, желающих как-то не наблюдалось.
Отсутствие свежих следов говорит о том, что популярным это место не назовешь. Впрочем, мы только рады этому. Второй завтрак, обязательные фото с флагом и…Тут началось…
Сперва я подумал, что это обвал, но когда начал бить крупнокалиберный, понял, что это конкретная перестрелка, которая продолжалась без малого час, сменяясь танковыми выстрелами, одиночными залпами орудий и автоматными очередями. Над ущельем, что со стороны Осетии поднимались облачка пороховых газов. «Стреляли» (С) Белое солнце пустыни.
Под канонаду и едва терпимое любопытство заглянуть в «то самое ущелье» все-таки пошли вниз. Спускались не через озеро, а левее – вдоль обрыва.
Так можно было и подниматься, возможно, даже сэкономить силы, но по мне – прекрасная прогулка получилась и так. В 14-00 были в кемпинге. По дороге наполнили все пустые бутылки на роднике. Запас воды – привычка. Они так и ездили потом в машине до самых Минеральных вод с нами. Пообщались с пастухом, и сделали еще множество прекрасных фотографий. Из негативных эмоций – сгорели.
Полноценный обед и поехали на Ляжгинские водопады. Ехать не далеко. Хорошая парковка у водопадов, дальше пешком. Опять же, тоже не долго. Водопады не особенно впечатлили, а вот уходящая дальше в джунгли тропа заинтересовала. Решили как-нибудь разведать этот трекинговый маршрут, о котором нигде не упоминалось.
На утро был прекрасный завтрак в гостиничном комплексе Армхи, неспешные сборы и, уже через 15 минут мы паркуемся на ул. В.В. Путина около тропы до знаменитого башенного комплекса Эрзи.
Подняться минут 5, а вот погулять по самому комплексу занимает гораздо больше времени. Красивое место. Интересное.
Ингушские родовые башни (жилые, боевые, могильники). Каждый башенный комплекс принадлежал и принадлежит определенном тейпу (роду). В него, в свою очередь, включены множество фамилий. Только элитные и сильные тейпы могли позволить себе иметь башню или целый комплекс.
Не портит место ни коровы, обильно обогащающие компостом территорию комплекса, ни крапива, ни колючий кустарник. На некоторые башни можно залезть.
Дальше – серпантин. Дорога настолько живописна, что хочется фотографировать каждые несколько минут. Погода – сказка. Осень – золотая. Автобус с туристами мы давно обогнали, а значит полчаса в запасе у нас точно есть и на смотровую площадку мы приезжаем первые, да еще и гуляем там совершенно одни.
Ущелье Цей-Лоам потрясает своей перспективой, а старинные башенные комплексы только добавляют загадочности.
Интересно, а как здесь ночью?
А уже за поворотом нас ждут первые виды потрясающе красивого скального бастиона Кязи (иной название – Гайкомд).
В пару метрах от дороге организован прекрасный альплагерь, всеми удобствами которого мы, к сожалению, не смогли воспользоваться, т.к. были там одни и лагерь был закрыт.
Однако, это не помешало нам посидеть в палаточной кают-компании, пообедать, насладиться видами гор и даже позагорать. Маршруты восхождения по этой выдающейся стене все больше 5-й категории сложности. Поэтому, в двух словах не расскажешь, а значит – в другой раз, в другой истории.
Для тех, кому альпинизм не интересен, продолжаю повествование, наматывая километры горного серпантина на одометр нашей малолитражки. Башенный комплекс Эгикал – следующий по дороге. Парковка. Спуск по сыпучей тропе. Горная река. Все как всегда. Немного иное строение башен, но, в целом, все одинаково. Если не вдаваться в глубины истории, то на каждый последующий комплекс уходит все меньше и меньше времени.
Чтобы попасть в башенный комплекс Таргим, нужно заплатить 100 р. с человека за вход (въезд) в автомате у КПП. Оплатить, поздороваться и поехать. Дороги грунтовые или же просто в полях. На легковом транспорте ехать спокойно можно. Все чаще попадаются военные базы, пограничные вышки, укрепления, техника. Дорога портится. Граница рядом.
Храм Тхаба-Ерды был закрыт. Поэтому осмотреть его удалось лишь снаружи. Интересная постройка. Жаль, что так мало сохранилось орнамента внешних стен.
Немного «лысое» место вокруг, хотя виду на Гайкомд отсюда впечатляют не меньше.
До замка Вовнушки дорога превращается совсем уж в непотребный вид, но все-таки мы благополучно добираемся до места. Прям, замок Дракулы. Интересное место.
При первом же взгляде появляется желание забраться везде, где это можно и нельзя. Рядом полно мест под палатки. Есть вода и даже вертолетная площадка (если кто не на малолитражке, как мы).
Дорогу обратно до Владикавказа и далее до Магаса можно разнообразить проездом через ущелье, что тянется на север вдоль реки Асса. Очень красивая дорога.
КПП на пути.
Проверка паспортов, багажника.
В добрый путь!
Leave a Reply