Португалия. Порто и окрестности.
Меня всегда удивляли литературные интермедии типа «Я случайно оказался в…» или «Меня неожиданнозанесло в…». Неужели настолько непредсказуема у человека (в данном случае – автора) жизнь, что он не знает в какой момент времени, и в каком месте окажется. Просто удивительно. Такая вот жизненная пародия на иронию судьбы Рязанова и Мягкова, только с поправкой на время и моду – сейчас в основном заносит в ЮАР, Австралию, на худой конец – в Брюгге. Хотя, по моему скромному мнению, если ты настоящий путешественник, для тебя не будет важно, где оказаться, в Порто, в Нью-Йорке или в Жмеринке, важно – оказаться. Как говаривал старина Наполеон: «Главное ввязаться в драку, а там – по обстоятельствам». В данном случае, можно перефразировать: главное оказаться, а уж где и как путешествовать мы найдем.
Свой пролог я тоже (что греха таить, ведь получается красиво) начну словами: «Однажды, меня занесло в Порто». Без подготовки к путешествию, чтобы беспристрастно проникнуться в атмосферу этого небольшого городка. Впрочем, может быть, я и переигрываю. Подготовка все же была, но была не столь длительной. Но все равно решил все случай.
Мониторинг цен на билеты ряда бюджетных авиакомпаний вошел в еженедельную привычку. Бывало, планы на поездку в ту или иную страну строились, исходя из route map и стоимости перелета. Так что удачно «пойманные» билеты из Жероны до Порто (25 евро) предопределили мой маршрут. Несколько информационных сайтов, пару географических журналов, путеводитель – общее представление о стране получено, а детали будем смаковать на месте. Так что, по времени был долгим только срок ожидания. До поездки оставалось 3 месяца.
Но вернемся к современникам с их случайными передвижениями. Безусловно, такой яркий эпитет характеризует автора, как путешественника с большой буквы, этакого матерого гринго, что сразу располагает читателя, особенно, романтически настроенного. Вот он – наш автор-герой – только что кружил на маленьком самолете над водопадом Виктория, а вот он уже гонит табун лошадей на ранчо в Техасе, вот – замерзая в снегах, покоряет заснеженные вершины Тибета, вот…его заносит в Порто. Романтика! Любой мальчишка, воспитанный на книгах Буссенара, Хейрдала, Стивенсона, Лондона забудет про уроки, экзамены и, если автор не зануда, с головой погрузится в прочтение истории приключения. Если писатель еще и внимательный, то книга будет не просто беллетристикой, а принесет практическую помощь тем, кто уже сдал все свои экзамены и готов начать свое путешествие.
В своем «Дневнике путешествия в Лиссабон» Г. Филдинг писал: «Для тех, кто главной целью предпочитает развлечение, нет, пожалуй, чтения более приятного и полезного, чем описания путешествий посуху и по морю, если они написаны, как могли бы и как должны быть написаны, с двояким замыслом: развлечь и осведомить человечество». Он чертовски прав!
Попробуем сформулировать причины, подтолкнувшие человека к написанию чего-либо. Самовыражение? Самоутверждение? Поиск? Полагаю, что всего понемногу и еще миллион других факторов, глубоко закопанных в души и подсознание авторов книг, опусов, отчетов и небольших статей. К фотографам это, кстати, тоже относится, но они себя причисляют к касте художников, в результате чего, они умело избежали нашего анализа по причине «профнепригодности». Что до меня самого, раз уж меня тоже случайно занесло в Порто, на написание этого рассказа меня подтолкнула любовь к путешествиям и литературе. Для меня нет разницы: странствовать по миру или по страницам книг. Я одинаково уважительно и с любовью отношусь и к литературе и к путешествиям.
Совмещая или разделяя эти две формы изложения, можно позволить себе практически за несколько мгновений сменять места и времена года. Находясь у камина зимними вечерами, можно кутаться в теплый бриз Карибского моря или же любоваться красками осени долины Луары, вдыхать ароматы цветущих весной лугов Поднебесной. Можно провести выходные во Франции, а следующие в Египте. Можно восходить на вершину Аннапурны, а на следующей неделе наблюдать миграцию китов прямо с берега в небольшом живописном городке Херманус. Можно нырнуть в глубокую нору вслед за кроликом и Алисой, или полететь на Луну с Незнайкой, устремить свой взор в неизвестность, направить свои стопы в сторону terra incognito, по дороге, вымощенной желтым кирпичом. Составить компанию Мумий-Тролю и его другу – великому путешественнику Снусмумрику, который любит одиночество и каждую зиму уходит из дома. Позавидовать свифтовскому Гулливеру, начавшего путешествовать еще в 1726 году, за несколько десятков лет до кругосветного путешествия Д. Кука.
Мне всегда хотелось поделиться, а может где-то и найти родственную душу в проявлении любви к хорошей литературе и к интересным странам, городам, а точнее в совокупности этих увлечений. Это как любовь к хорошему вину в сочетании с изысканными закусками – хорошо и само по себе, отдельно, но особенно прекрасно в правильном сочетании. Португалия не стала исключением, а, скорее даже, по своему эмоциональному наполнению превысила все мои ожидания, потому я, cansado caminante, с удовольствием выношу на ваш суд впечатления о Порто, куда меня случайно занесло лихим ветром странствий.
Это поездка, как уже и говорилось, планировалась заранее, но не была целенаправленной. То, что мне придется некоторое время провести в Испании во второй половине октября, я знал абсолютно точно, а вот, что, несмотря на купленные билеты RyanAir, я определенно полечу в Порто – уверенности не было. За несколько дней до предполагаемой даты вылета у меня появились попутчики, которые с радостью поддержали мое желание и имели почти одинаковые со мной планы на Португалию. За ужином мы обсуждали детали поездки. Мои новые знакомые – Алексей и его супруга Маша нисколько не уступали мне в части знаний о стране, и, также как и я, несколько месяцев назад рассматривали возможность слетать на 3-4 дня в Порто. Немного подискутировав и присмотревшись друг к другу, мы единогласно приняли решение о совместном отдыхе и, в предвкушении приключений, разошлись по домам собирать чемоданы.
Итак, Порто. Прилетели мы вечером, на улице уже было темно, весьма прохладно – был конец октября – не самое лучшее время посещения морского побережья. Я знал об этом, но погода ожидалась ясной, а холод русским богатырям не помеха. Не хотелось привязывать себя к автомобилю, т.к. от аэропорта до города 12 км и можно воспользоваться поездом всего за несколько евро. Однако, возможность разделить (читай – сэкономить) расходы на аренду авто на троих, а также привычка самостоятельно передвигаться и менять планы по ходу движения взяли верх. В результате, практически за несколько часов до отъезда из Жероны, посредством вездесущего Интернета, была забронирована машина всего за 60 евро на 4 дня. Компания rent a car позиционирует себя на рынке, как «Русский плацдарм в Португалии». Заранее хочу сказать, что никому не посоветую пользоваться услугами этой компании, которая кроме аренды машин занимается еще и прочим туристическим бизнесом. Сайт компании не сложно найти в «сети», но приводить здесь я его не стану, опять-таки по соображениям того, что компания не заслуживает столь почетной рекламы, да и какой-либо рекламы вообще.
Представители rent a car обещали нас встретить, но этого не произошло. Немного потолкавшись среди встречающих, набрав бесплатных карт и буклетов, мы решили сами позвонить в компанию. Милая девушка на том конце трубки долго извинялась за доставленные неудобства и попросила подождать еще несколько минут, сославшись на технические проблемы. Особого выбора не было, но, желая как-то занять образовавшееся свободное время, мы решили узнать цены на аренду автомобилей в офисе AVIS, который находился в зале прилета. Самая низкая цена была обозначена в размере 160 евро, что почти в три раза превышало стоимость аренды у «русских».
Подождав еще 15 минут, мы увидели высокого молодого человека с табличкой в руке. На табличке значилась моя фамилия. Поздоровались. Познакомились. Оказалось, что нам необходимо заехать в офис, т.к. все бумаги там, да и «наша» машина припаркована там же. Поехали. По дороге новый знакомый весело рассказывал о погоде, городе, стране, предлагал экскурсии, спрашивал о планах и прочее, все в том же духе, словом – типичная туристическая болтовня. Еще через 10 минут мы оказались в небольшом офисе, где заполнили необходимые документы, оставили депозит в виде «слипа» с кредитной карты и наконец-то получили ключи. Выйдя на улицу, мы бегло осмотрели нашу только что арендованную «ласточку» (Peugeot 206) на предмет царапин и вмятин, если вообще что-то можно было увидеть в 8 часов вечера, подписали договор и…тут произошло, как говорят американцы, shit happens. Алексей завел автомобиль и он начал издавать такие звуки, что, казалось, неисправно все, начиная от двигателя, заканчивая электрикой и гидравликой. Визжал ремень усилителя руля, тормозные колодки были сточены до металла и жалостливо скрежетали о тормозные диски, сцепление просто-таки отсутствовало, выжимной подшипник грозил развалиться прямо на глазах, а коробка передач была нового типа «О-образная», т.к. рукоятка вертелась по кругу и «поймать» передачу было сперва несколько проблематично. Вот такой вот плацдарм!
Поменять машину не представлялось возможным. Свободных машин не было. Сумма на карте была заблокирована (1000 евро), терять время не хотелось, и мы вынуждены были начать наше путешествие весьма неприятным образом. «Главное – её разогнать, тогда визга не будет», – сказал сильно злой Алексей, и мы направились по направлению к городу.
Пока едем, расскажу интересную историю. Как вы помните, вылет был из Испании, точнее из аэропорта Жероны. Я уже четвертый раз прилетаю в Барселону, четвертый раз пользуюсь услугами авиакомпаний, совершающих рейсы из аэропорта Жероны, но, ни разу так и не был в центре города, только в окраинах. Потому, несмотря на вечерний рейс, мы рано утром покинули Барселону и на автобусе направились до аэропорта Жероны, где планировали бросить багаж в камере хранения и налегке доехать до центра, пообедать и погулять. Каково же было наше удивление, когда мы не обнаружили камеры хранения в аэропорту – её там просто нет, не предусмотрено. Оставить багаж в кафе или туристическом бюро тоже не получилось. Купив билет на автобус до города, слегка удивленные, мы через 15-20 минут были на автобусной станции Жероны, где…также не было камер хранения. Не было их и на расположенном рядом железнодорожном вокзале. Зайдя в Tourist information, мы практически хором задали один и тот же вопрос: «Где нам можно оставить вещи?». Оказалось, что нигде. Нигде во всем городе. Власти, опасаясь террористической угрозы (это в провинциальной Жероне!), закрыли все камеры хранения и запретили отелям оказывать подобную услугу даже для постояльцев. Создан специальный патрульный отряд, проверяющий отели на предмет подозрительного sospechoso equipaje, того самого подозрительного багажа, который мы повсюду таскали с собой. Нам, конечно же, не терпелось проверить. Посетив ряд отелей, оказалось, что информировали нас верно, вот только местные власти, как это обычно и водится среди их брата, недальновидны. Ведь стоимость номера в дешевом пансионе редко превышает 25-30 евро, а соответственно не составляет труда снять номер и поместить вещи там. В наши планы это не входило, как и не хотелось с чемоданами и сумками с фотоаппаратурой гулять по центру города, но, в целом, идея понравилась. Ведь если путешествует группа, то на человека это будут на такие большие затраты. В результате, Жерона в очередной раз осталась загадкой для меня, или, скажем так, осталась на следующий раз, когда я буду проездом или пролетом, но никак не с багажом.
Рассказ о Жероне был коротким, но я, в любом случае, вынужден был бы прерваться, рискуя прикусить язык. Мы въехали в центр Порто, улицы которого сплошь были мощеные, а учитывая неисправные амортизаторы на нашем авто, зубы больно отстукивали чечетку, тело подпрыгивало на кочках, а голова уже не раз “познакомилась” с крышей авто.
Дорога до города нашлась не сразу, вообще указатели в Порто вполне могут сравниться с Россией. Помощь «говорящего» GPS была очень кстати. Впрочем, надо отметить, что за все четыре дня, что мы провели в Порто, проблемы с ориентированием на местности, если и возникали, то именно при передвижении автомобиле и то, из-за сложно организованного движения и отсутствия указателей. Пешком мы исходили десятки километров и ни разу не заблудились, ну, или почти ни разу. Единственный случай, когда удалось заблудиться, гуляя пешком (везде найдется лабиринт маленьких уютных улочек), произошел на следующий день после приезда. Это было скорее забавное происшествие, чем негативный момент. Мы разделились.
Ребята отправились осваивать «магазинную» улицу (Rue de Santa Cаtarina), а я решил изучить «подмостовные» (Мост Дона Луиша) районы старого города. Я так увлекся изучением узких коридоров улиц, домов и их дворов, что не заметил, как сбился с пути. Собственно, никакого конкретного плана у меня не было, временем я был не ограничен, но это чувство вечного ритма не сможет выветрить из головы городского жителя даже самый мощный тайфун. Хотелось смены картинки. Хотелось продолжить знакомство с городом, а каменные джунгли этому явно противились и не отпускали. Конечно, я не стал огорчаться, продолжил прогулку, задав направление и решив придерживаться его строго, и, выйдя на широкую улицу или дорогу, сориентироваться на месте.
Это правильное времяпрепровождение в Порто: не спеша гулять, пить портвейн, т.к. кофе редко, где можно встретить хорошего качества, посещать сувенирные лавочки, дегустировать различные закуски и гулять, гулять, гулять. Правда, надо отметить, что для продолжительного «трекинга» потребуется неслабая физическая подготовка. Улицы, улочки, переулки и даже крупные проспекты или широкие бульвары, словно американские горки, то взмывают вверх, то опускаются вниз, чередуясь со ступенями, ступеньками, крутыми лестницами или тропинками. Таким образом, прогулка заключается в постоянном движении вверх и вниз, даже движение вбок происходит под углом.
Пока блуждал, нашел несколько необычных ракурсов для фото, побывал в удивительном крошечном кафе, попробовал вкуснейшего портвейна в подвале складского помещения, куда заглянул чисто из любопытства, а в результате познакомился с владельцем местной винокурни. В итоге так и не понял: заблудился я или нет. В Порто напрочь отбивается чувство времени.
«Город в табакерке» настолько уютный, что не портит ни грязь, ни разруха, ни тараканы, ни повсеместное белье на улицах. Город портовый. Город тесный и темный. Город стариков и пьяниц. При всем при этом город со своей, совершенно очаровательной и чудом сохранившейся архитектурой. Со своим, настоящим, ни с чем несравнимым в Еврозоне колоритом, со своей кухней, со своим потрясающим национальным вином – портвейном, что хранят тысячи и тысячи бочек в многочисленных подвалах Порто.
Для восстановления исторической справедливости надо сказать, что подвалы находятся не в Порто, а в Вила-Нова-Ди-Гая. Да, да, именно так. На другой стороне широкой реки Дору расположен другой город. История, как всегда запутанная. Еще в древние времена, в результате спора епископа и короля о налогах на товары возник этот новый город. Кому от этого стало хуже – не знаю, но до 1987 года производство портвейна специальным законом было разрешено только в Вила-Нова-Ди-Гая. Собственно так осталось и по сей день, хотя закон отменили, но кладовые портвейна остались именно на южном берегу Дору в Вила-Нова-Ди-Гая: Delaforce, Ferreira, Ramos, Sandeman, Offley, Croft, Osborne, Barros, Dow’s и многие другие марки просто заполонили берег реки.
Получилась такая своеобразная винная дорога или винная набережная. Кстати, про законы. Существует специальный закон, регламентирующий форму бокала для портвейна. Бокал действительно отличается, прежде всего, небольшим углублением на ножке для большого или указательного пальца.
Мои попутчики позвонили через 3 или 4 часа с просьбой встретиться у отеля, забросить покупки в номер (ключ был один и он был у меня) и продолжить совместное изучение города. Добрался до места быстро, на такси, стоимость которого в Порто очень низкая – в среднем по городу 2-3 евро, что ёще в большей степени делает бессмысленной аренду автомобиля.
Но, давайте все по порядку. Отель наш был заранее (еще в Барселоне) забронирован на мое имя, потому вопрос с жильем не стоял на повестке дня. Добрались до города, как уже писал, при помощи GPS, но отель нашелся не сразу. Расположенный на односторонней улице, выезд на которую «с нужной» стороны никак не мог найти наш электронный «путеводитель», отель был закрыт от взгляда стеной выступающего вперед дома. Покружив по району и присмотрев несколько уютных ресторанчиков – голод уже давал о себе знать – мы, наконец, подъехали к месту нашего ночлега. Residencial Aviz – так назывался отель, который обошелся нам в 40 евро за DBL, и был забронирован через небезызвестный booking.com еще в Барселоне.
Почти моментально родился рекламный слоган: «Убитый и убогий отель. Не заслуживает и половины из трех звезд на фасаде. Грязно, сыро и муравьи. Завтрак – булочка, масло и джем. Предлагаемый кофе пить невозможно. Приезжайте к нам в Порто». К слову надо сказать, мы съехали через день и при весьма забавных обстоятельствах, но об этом позже.
Ну, а пока, решив, что разумнее будет бросить вещи и слегка привести себя в порядок после самолета (ему-то крылья с мылом моют – чем мы хуже?), и отправиться поужинать. Расположенная в 3-х шагах ходьбы Praca da Batalha, привлекла нас красивой подсветкой, старой церковью (как оказалось потом – это церковь Санту Илдефонсу), а также несколькими клубами, и ресторанами с летней верандой. Народу было много, несмотря на столь поздний час. В клубы стояла очередь подвыпившей и разгоряченной молодежи. Под стенами домов и на скамейках спали бомжи. Мимо пробежала крыса. Вот ты какой – ночной Порто!
Не буду описывать первый восторг от настоящего портвейна, т.к. вечером следующего дня мы пробовали еще более настоящий, если так можно выразиться, и 20 и 30 и 50 лет выдержки, а уж название марок можно было только записывать, т.к. их было очень уж много. Не стану описывать и первый опыт дегустации португальской кухни – он не был столь выдающимся, да и кухня была не слишком португальская. В поздний час открыты только небольшие пиццерии и арабские шавермы – fast food для ночных гуляк.
Кафе, в котором поужинали мы, больше напоминало советскую привокзальную рюмочную или пельменную, с похожим интерьером, открытой кухней, мангалом и жаровней с кипящим маслом. Такая забавная кафе-студия. Только туалет отдельный. Заказали мяса, салата, хлеба – больше ничего в этот час у них не оказалось. Шмат (грамм 500-600) телятины был без специй (даже перца и соли) быстро обжарен на углях, электрический комбайн настругал нам insalata misto, булочки хлеба явно ждали нас с утра, но подогретые на огне были очень вкусными. Сразу оговорюсь, что это был худший, я бы даже сказал, единственный подобный ужин – все остальное время мы восторгались прекрасной кухней Порто, однако, не забывая делать низкие поклоны в сторону Италии и Испании.
Вообще целью поездки был в большей степени портвейн, чем кулинария, потому наш вечер продолжился именно в Вила-Нова-Ди-Гая, т.е. на другой стороне реки, куда мы переехали на следующий день, переселившись в отель Melia Gaia Porto (60 евро за DBL), который был также забронирован через booking.com в интернет кафе на центральном железнодорожном вокзале (1 час = 1 евро).
А произошло это так. Наутро, выйдя из отеля, мы не обнаружили своей машины. Выяснилось, что нашу «ласточку» увезли полицейские, т.е. попросту эвакуировали. Удивляться не пришлось, т.к. один из сочувствующих прохожих объяснил нам, что парковка здесь разрешена только в определенное время, а во все остальные дни она (парковка) принадлежит расположенной по соседству с отелем фирме. Хотел бы заметить, что все эти restricted terms, как выразился наш «переводчик», были написаны на португальском языке. Посетив «соседскую» фирму мы узнали, что это они вызвали полицию и любезно (видели бы вы наши лица!) дали телефон стоянки, куда была эвакуирована машина. Попрощавшись с клерком и пожелав ему «всего самого наилучшего», мы покинули заведение, решив забрать машину и заодно съехать из отеля. По нашей просьбе портье позвонил в полицейский участок и уточнил, где можно забрать машину. Сделали check out, вызвали такси, приехали на штраф-стоянку (отголоски Родины), нам распечатали штраф, оплатили 60 евро, выехали, через 20 минут мы уже заселялись в новый отель. Вот так все было быстро и абсолютно незаметно. Кстати, новый отель разительно отличался от предыдущего и имел свою бесплатную парковку. Расположен отель не очень удобно, до центра далеко, но при наличии машины эти проблемы не существенны.
Стараясь использовать автомобиль по минимуму – куда там ездить – мы предпочитали утренние легкие прогулки по просыпающемуся городу. Слегка морозный воздух постепенно согревался ароматами свежей выпечки и портвейна, проникая из-под металлических ставен, открывающихся уличных кафе. На улице почти не было людей. Туристический сезон уже закончился, да и был ли он в Порто? Ответ на этот вопрос мы так и не нашли.
Городские службы не сильно наводят чистоту на улицах – ночью шел дождь и на мокром асфальте слились в единой каше продукты жизнедеятельности чаек, собак и кошек, объедки пищи, огрызки, обрывки газет, битые бутылки и многочисленный мусор из переполненных баков, что переваливался через край и уносился ветром.
Нам показалось, что это нисколько не портит Порто, также как не портит Бангкок или Париж, хотя в последнем не в пример чище. Однако, повторюсь – не портит вида, особенно с высоты башни церкви Клеригуш, куда можно подняться по винтовой лестнице, заплатив несколько евро. А уж как приятно проводить время на набережной Рибейра.
Днем можно неторопливо прогуливаться, фотографировать, удивляться и восхищаться поведением чаек, почти ручных и совсем не толстых. Дегустировать напитки в многочисленны кафе, что расположились под стенами домов, на расцветку и орнамент фасадов которых смотреть без улыбки не возможно. Именно там, на набережной, с первыми лучами солнца ты получаешь такой заряд позитивной энергии, что невозможно выразить свои чувства, можно просто сидеть вот так вот, жмуриться от солнца и улыбаться.
В обед, в период повсеместной сиесты (с 2 дня до 7 вечера) мы выезжали на небольшие прогулки по окрестным городкам. Правда, по сравнению с крошечным Порто они выглядят совсем «прозрачными», т.е. видно насквозь въезд в город, обязательную центральную площадь, выезд из города. Таких городков полно в округе. Это и Овар с очаровательной и почти игрушечной церковью Санта Мария де Валега, это и Фигейра-Да-Фош с огромным пляжем прямо в городе, это и Виана-ду-Каштелу с удивительной базиликой Санта Лусия. Везде одинаковый стиль, везде есть кафе, портвейн, каналы, лодки, мосты и интересные люди. Именно после посещения очередного такого городка – Авейро, который прозван «португальской Венецией» – все-таки популярность и слава Италии поистине безгранична – нас сильно потянуло на океан.
Недалеко от Авейро находится пляж. Прямо так и называется – «Пляж». Ехать не долго, есть указатели. Сам «пляжный» городок сильно вытянут вдоль побережья, и напоминает мертвый городок из фантастических фильмов про типичное захолустье одноэтажной Америки. Вырулив на параллельную улицу, что идет «первой линией» вдоль океана, мы припарковали машину около универмага, купили немного сыра, ветчины, оливок, маслин и, конечно же, портвейна. Решили устроить пикник. Пока глаза привыкают к красотам необъятного океана, обнаруживаем вход в дюны. Деревянный указатель, вытоптанная тропинка. Снимаем обувь, и углубляется в пески.
Красота! Полное отсутствие народа на пляже, т.е. вообще. Представляете? Ни одной души! Дикая природа в 200 метрах от универмага. Что может быть лучше? Перекусив, решаем продолжить прогулку вдоль океана, который к тому времени решил отреагировать на наш визит неслабым волнением. Вдалеке замечаем группу людей с досками и в гидрокостюмах. Серфингисты. Алексей и Маша решают познакомиться и напроситься на предмет обучения. Оказывается, что давно мечтают попробовать, а тут такой случай. Оставляю их вести переговоры и, пока мои друзья осваивают искусство серфинга, смакую портвейн и читаю путеводитель, уютно расположившись на деревянных ступенях заброшенного кафе на берегу.
Когда-то этот берег принадлежал грекам, которые и построили первые поселения на месте современного Порто. Потом, как это несложно догадаться их сменили римляне, которым также приглянулись берега р. Дору. Затем были мавры, реконкисты, французы и даже русские. Знаменитый Григорий Строганов был влюблен в графиню Жулиану д’Эга. Несмотря на то, что у обоих были семьи, Жулиана родила ему дочь Идалию, которая впоследствии стала причиной раздора Пушкина и Дантеса. Кстати, сама Жулиана, овдовев, вышла замуж за Строганова в 1826 г.
Несмотря на постоянные войны и передел собственности, англичан, французов, русских и, конечно же, самих португальцев, в большей степени интересовал портвейн. Не будь этого напитка, о Португалии мало кто узнал бы, да и её развитие было бы ни таким стремительным. Хотя, справедливости ради надо сказать, что Порто – родина знаменитого Энрике Мореплавателя, а уж его открытия не остались без внимания и славы. Именно он, в начале 15 века открыл о-в Мадейра, откуда, уже в 18 веке один винодел совершенно случайно открыл рецепт мадеры, которая потом пользовалась огромной популярностью в России. Никакого особого секрета напитка не было, просто вино, отправленное предприимчивым виноделом на Филиппины, не пришлось по нраву местным купцам, и его вернули обратно.
После того, как бочки с вином, под воздействием морской качки проделали путь из Португалии до Филиппин и обратно, вино изменило вкус, причем в лучшую сторону. Так была изобретена мадера, так она и производится сейчас. Что до портвейна, то в эпоху Екатерины II этот напиток был более чем горячо встречен при дворе. Представительство португальской компании открылось в Петербурге. Но дорогой и редкий портвейн был не доступен простому люду и местные «Мичурины» и «Кулибины» из Ярославля, Костромы и Новгорода, научившись гнать портвейн, а точнее напиток похожий на портвейн, прозванный в народе «лиссабончик», практически разрушили в России представление о качественном напитке.
Две фигуры бегут по песку в мою сторону – это мои друзья, окончательно замершие и уставшие, но счастливые возвращаются с серфинга. Наперебой рассказывая о своих приключениях, они согреваются чаем из термоса и, уже ставшим нашим верным спутником, великолепным портвейном. Мои друзья так прониклись серфингом, что строят планы на завтра, на следующий месяц и даже год. Пока они спорят о преимуществах того или иного места для занятий этим экстремальным видом спорта, я перекидываюсь несколькими фразами с местными серфингистами. Те жалуются на холод и отсутствие нормальных условий – переодеваться приходится в кустах. А вообще, говорят, что нравиться им в Португалии, нравится океан – хорошие волны, хороший ветер.
Теперь настала моя очередь покинуть моих «коллег по цеху» и, наперевес с фотоаппаратом, пуститься в поиски интересных ракурсов солнечного заката. С каждой секундой, с каждым кадром я приближался к волнующемуся океану, который демонстрировал полноценный шторм и при этом был удивительно спокойным и манящим. Не успел я снять ботинки и закатать штаны, как меня накрыло волной. Фотоаппаратура не пострадала и, оставив слегка мокрые вещи на берегу, я продолжил съемку. Вода была жутко холодная, ноги моментально сводило, и засасывало в песок. Отлив был такой сильный, что волна сначала долго-долго тонким покрывалом растекалась по плоскому песочному склону, а потом уходила так глубоко в пучину, что, казалось, целый овраг образуется «под» океаном. От таких «качелей» голова слегка кружилась, выводя тебя из состояния реальности, а крики вездесущих чаек дополняли картину своей мелодичной какофонией, расширяя пространство и время.
Этот гипноз длиться не долго. Солнце довольно уверенно скрывается за горизонтом, а мы, пройдя терапию морским воздухом и закаливанием, кидаем монетки в воду – прощаемся. Дорога домой прошла в молчании. В ушах стоял гул океана и крики чаек, а я вспоминал, как год назад, с другой стороны этой водной галактики, на кубинском берегу произошло мое первое знакомство с Атлантикой.
Отчет по Кубе можно прочитать ЗДЕСЬ
Leave a Reply