Мы живем в странное и необычное время. Паника, пустые полки в магазинах, закрытые пляжи, рестораны, магазины и нарастающие стены ограничений, ограничений, и еще раз ограничений…Все «чудесатие и чудесатие», как говорила одна любопытная девочка Алиса. Вот только современная сказка больше похожа на истерию, а не на «улыбку без кота». Однако, всё в наших руках. Точнее, следуя позиции профессора Преображенского – в головах. Можно стоять в многочасовых очередях за туалетной бумагой, скупать банки с консервами, макароны и упаковки питьевой воды. Запереться дома, спрятаться в подвале и утопиться в новостях социальных сетей, пропитанных вирусом COVID-19. Так и заболеть не долго! А можно бороться с эпидемией и, прежде всего, хорошим настроением и позитивными эмоциями.
Матушка природа богата не только выдумками на бактерии. Красоты нашей планеты спрятаны во многих уголках, отдаленных и не очень. Некоторые из эти самых красот не просто уникальны по содержанию, но еще и названия имеют такие, что даже вирусы там не выживают. Как утверждают очевидцы (они же ученые), температура в здешних местах достигает 56 градусов в тени, если эта самая тень там вообще бывает.
Итак, встречайте – Долина Смерти (Death Valley) или антивирусный марафон выходного дня через песок, ветер и соляную пустыню. Все участники путешествия бодры, веселы, полны энтузиазма и заряжены на дальнейшие антивирусные мероприятия. Анонсировать конкретные планы пока не буду, но обязательно расскажу на страницах своего блога, что в итоге получилось.
А пока отправимся в пустыню Мохаве, на запад Калифорнии – в Долину Смерти (Death Valley), в гости к индейскому племени тимбиша (Timbisha), которые до сих пор (это уже 5000 лет.) живут в «красной» долине tümpisa или же на современном английском языке – Furnace Creek. Это название долина получила в далекие 1850-е годы, когда золотая лихорадка в Калифорнии достигла своего апогея.
Собственно, примерно в это же время, если верить истории, получила своё историческое название и сама Долина Смерти. Авантюристы-переселенцы, в поисках золотой наживы, решили добраться до приисков Калифорнии быстрее своих конкурентов и срезать путь через пустыню Мохаве. Срезать получилось, а вот дойти – нет.
Уставшие, голодные, обезвоженные и испуганные, они несколько дней пытались выбраться из лап этой мертвой песчаной ловушки, днём сгорая под испепеляющим солнцем, а ночью – согреваясь у костров, которые разводили из своих же собственных повозок (сейчас это место отмечено на карте, как Burned Wagons Camp); мулы же шли на еду.
Через неделю желающих намывать золото в Калифорнии стало меньше – пустыня шансов не оставляет, а оставшиеся же в живых нарекли это место Долиной Смерти.
Название действительно оправдывает себя. Это безжизненная, суровая и жаркая точка на планете. Температура летом здесь достигает 46 градусов Цельсия, а зимой может опускаться до нуля.
Впадина Badwater, что на 86 метров ниже уровня моря (кстати, самая низкая точка на земной поверхности в Северной Америке) одним своим видом до смерти пугающе холодна и безжизненна.
А ведь раньше, каких-то 5-6 миллионов лет назад, здесь были полноводные озера. А может, конечно, и не были, история – штука спорная, но вот отметку на скале на всякий случай сделали. Высоко и впечатляюще, чтобы оценить масштаб, глубину и полноту картины.
Долина Смерти – это самый большой национальный парк США за пределами Аляски. Здесь почти нет деревьев (кроме искусственных оазисов, построенных отелями и ресторанами), зелени, иной растительности, зато есть белоснежные песчаные дюны, полноценное соляное озеро (до знаменитого боливийского Уюни далеко, но всё-таки), и сплошные камни.
Да, камней тут хватает. Некоторые из них (камней) пришли сюда «своими ногами». Да-да, именно так, это не шутка. Движущиеся камни – уникальный феномен Долины Смерти. Несколько веков ученые пытались найти ответ на вопрос, кто и как перемещает камни.
Что это? Магнитные поля? Ураганный ветер? Инопланетяне? Научных объяснений, сверхъестественных легенд было выдвинуто полным-полно, но вот толком никто ничего объяснить не мог. И лишь несколько лет назад, нашли «ту самую белку из Ледникового периода», что перетаскивает по льду камни.
В каждой шутке есть доля правды. Белки, конечно, не было, а вот лёд – это именно та самая причина, что помогает камням преодолевать расстояния по пустыне и перемещаться. Некоторые камни «пробегают» по зимнему льду до 200 метров. Траектория их ночных прогулок совершенно непредсказуема.
Бескрайние просторы, удивительные каменные коридоры и разноцветные ущелья, песчаные арки, холмы, соляные озера, а на горизонте – заснеженные горы. Одним словом – красота!
А когда наступает осень – сезон дождей (да, и такое бывает), Долина Смерти расцветает. В пересохшей речке Salt Creek, по которой сейчас проходит экскурсионная тропа, живет уникальная порода рыб. Весь год они ждут осени, чтобы отложить в воде икру, из которой вылупятся новые рыбки на следующий сезон в полноводность рек долины очередной осенью. И опять же – красота!
Помимо красивой легенды о золотоискателях, Долина Смерти помнит и настоящие трагические события, связанные с добычей здесь борных руд. Нечеловеческие условия, в которых трудились шахтеры, сложно себе даже представить. Не обходилось и без несчастных случаев на производстве.
Добытую руду отправляли за 300 км. до ближайшей станции железной дороги, через пустыню, без дорог, на мулах. Сейчас здесь – прекрасное асфальтированное шоссе. На машине, в прохладе кондиционера, время пролетает совершенно не заметно. И только песчаные бури, перекидывая песок с одной стороны дороги на другую, напоминают о суровых условиях выживания в Долине Смерти.
Времена процветания компаний по добычи борной руды увековечены не только печальными событиями, но и местечком Zabriskie Point – смотровой площадкой, откуда начинается (или заканчивается, смотря откуда идти) пешеходная тропа, круговой маршрут, длинной в 6 миль до Golden Canyon и обратно. Господин Zabriskie был владельцем одной из крупнейших промышленных компаний – Pacific Coast Borax. Как понятно из названия, занимались они добычей руды.
Здесь сам Дьявол играет в гольф, здесь сумасшедшие закаты и не менее потрясающие воображения рассветы, здесь миллиарды звезд и столько же крупинок белоснежного песка, здесь цветные камни всех оттенков и палитр, здесь главный архитектор – ветер и нет ему конкурентов в изощренности и уникальности работ по камню, здесь свобода и смерть сошлись воедино.
Здесь нужно побывать хотя бы раз.
А мне больше всего запомнилась дорога…Просто шоссе, волной асфальта уходящая в горы, и лишь ветер пустыни, перекати-поле, песок, скрипящий под шинами авто и телеграфные столбы…
Прощай, Долина Смерти, спасибо, что отпустила нас без потерь.
Leave a Reply