Общие впечатления – маршрут серьезный. Надо быть не только физически готовым к нему, но и психологически. Из-за большой популярности на маршруте случаются «заторы» и длительное пребывание на вертикальной стене в висячем положении должно быть для вас не просто нормой, но и приносить удовольствие.
Снято из кабины фуникулера, стащил из сети, по группам на скале можно примерно понять линию маршрута.
Фото большого размера ниже. Взято с просторов интернета.
И собственное фото. Также сохранил высокое разрешение для просмотра и использования на маршруте.
Начало маршрута меняется и зависит от состояния ледника. Судя по фото из интернета, первую веревку можно было начать даже так.
Этим летом ледники страдают от солнца больше обычного и потому начать с этого уступа не получилось. Так выглядел этот уступ, которые выше на фото.
Можно было, конечно, слева на него взобраться, но слишком крутой был снежный склон, там скальники не переодеть было. Откровенное говоря, мне и кошки там снимать не хотелось )) поэтому начали из угла. Ниже фото из видео Максима Фойгеля. Хороший ракурс позволяет понять, откуда классическое начало. А мы начали еще правее нижней части красной линии. На фото виден угол с трещиной, поэтому начало вышло чуть более сложным, на уровне 5с.
Фото с youtube канала Максима Фойгеля
Есть еще альтернативный вариант первой веревки (фото ниже), но там работала группа и мы не хотели ждать очереди.
Фото с youtube канала Максима Фойгеля
Так, стартовали с небольшой, полметра вытоптанного снега площадки, где можно было раскорячится, снять кошки, ботинки и нацепить скальники. Есть трещина для френдов, можно пристраховать себя, потому как уехать вниз не составит труда, а снежная пасть трещины прямо по директории спуска рисует яркие фантазии в голове.
В целом, начало подобных маршрутов в Альпах мне совершенно не нравится – когда со снега нужно раскорячится и в скальниках начать движение по маршруту, но, все-таки тут почти 6А – точнее, мы чуток ушли с классической линии и усложнили на полкатегории маршрут, потому вышло почти 6А.
R0-R1 15м 5a
По внутреннему углу (со снега) траверс по серым скалам влево до анкера и далее на скальное ребро. Перед ребром есть полочка для ног, а на самом ребре – хорошая трещина под мелкие закладки. По ребру нужно сделать психологическое движение, когда руками особо держаться не за что, и только на трении идет подъем ногами, придерживаясь чисто для равновесия ладонями наклонного ребра. Такие приемы будут еще часто встречаться вам на маршруте. Важно не лезть руками, а вспоминать физику, ту часть, что не относится к земному притяжению ))
По скальному ребру на большую полку. Там две станции на двух шлямбурах. Выбирайте ту, которая не занята. Или же можно к кому-нибудь присоединиться, если иных вариантов нет. Вид от станции к напарнику.
Фото с youtube канала Максима Фойгеля
Можно ставить и свои точки. Полка широкая, места хватает.
Фото с youtube канала Максима Фойгеля
R1-R2 35м 5с
Фото с youtube канала Максима Фойгеля
С полки перейти влево за перегиб к щели, по ней во внутренний угол, по углу до его конца под нависанием к шлямбуру. Ниже линия второй веревки, нависание и слева виден человек на станции – конец второй веревки.
От шлямбура траверс влево – под ногами длинный откол, аккуратно, к следующему шлямбуру, от него вверх-влево (5с+) под карниз.
Тут сложное лазание. Еще не проснулся организм, и тут же лезть! Если повесить вторую петельку на шлямбур, то получится идеальная педаль для выхода )) Упретесь под карниз. Тут обязательно поставьте точку, отлично идут френды.
Фото с youtube канала Максима Фойгеля
Щель под карнизом может быть влажной, аккуратно, есть куда падать. И очень важно правильно занять положение, когда нагрузка на руки не будет большой. Я просто сел на корточки, скальники прекрасно держали и было удобно передвигаться траверсом влево. Попадаются старые деревянные клинья. Еще один френд не будет лишним. Удлиняйте оттяжки, иначе сложно будет выбирать напарника.
Фото с youtube канала Максима Фойгеля
Перед выходом из-под нависания – старая станция. Можно использовать, но лучше там просто оставить точку страховки, пролезть еще пару метров и уже после нависания увидите еще 2 точки под 2 станции. Два анкера будет + старый крюк. Вид от станции “дальней”. Передо мной – коллеги из Британии на еще одном шлямбуре, который легко можно приспособить под станцию, а на заднем кадре – Катринушка, на станции “старой” под выходом из-под нависания.
Да, последние метры не старайтесь выходить также, как и шли траверс под нависанием. Там такой же психологический момент и нужно усмотреть упоры под ноги и опираясь ладошками на покатый край скалы дойти до края нависания, придержаться сверху за него и выйти на полочку. Вот эти метры. Обратите внимание на край скалы внизу – хорошие зацепы под ноги.
Станции полувисячие, хотя полочки под ноги есть. Пока выбирал напарника, нас обогнали британцы, вклинились и заняли не только соседний шлямбур, дружно повиснув сперва вдвоем, потом втроем, так что я предложил усилить своей станцией их не очень разумный выбор страховки (согласились!), но самое печальное – они перекрыли нам выход наверх, я не мог через их плотные ряды вытащить напарника и нам пришлось ждать.
Кроме того, перед нами на следующем питче застряли поляки.
В итоге, мы провисели 2 часа, болтая то с поляками, то с британцами, которых мы в итоге решили пропустить, и моя спина и плечи всячески использовались как стартовый механизм для британских альпинистов. Но мы не поссорились, нам были благодарны за помощь, угостили энергетиком и всячески подбадривали. Взаимовыручка в альпинизме – великая сила! В горах нет политики, национальностей, расовых или религиозных различий. Мы все равны перед горами.
Но ДВА часа! (Карл!)
R2-R3 20м 6а+
От станции влево и вверх по характерной S-образной щели.
Начало не сильно сложное, есть куда заложить закладки, есть пару шлямбуров и есть старые крючья. А вот последние пару метров щели, когда латинская S поворачивает налево, понимаешь. почему тут 6а+ и почему поляки там зависли. Честно скажу, было сложно. Буква S заканчивается совсем на гладкой стене и мы не стали делать здесь станцию, а полезли дальше…
По классическому варианту – здесь промежуточная станция.
Фото с youtube канала Максима Фойгеля
Фото с youtube канала Максима Фойгеля
R3-R3’ 20м 6a
Дальше идет система небольших отколов, есть старые крючья. И есть один неприятный момент – траверс на пару метров влево. Вбит крюк прямо на этом траверсе, до крюка можно дотянуться, вставить оттяжку, обеспечив себе, фактически, верхнюю точку, т.к. траверс проходится можно сказать, в воздухе. На этом моменте попросил страхующего взять жестче, таким образом, обеспечив себе хорошую поддержку сверху на этой точке и подполз с следующим отколам и далее – к внутреннему углу. Перед выходом на уступ выше угла слева есть два варианта. Можно обойти слева, не идти во внутренний угол, кажется, что проще, но это не так, впрочем, решать вам. Но классическая линия идет прямо по внутреннему углу вверх. Здесь станция на двух шлямбурах. На фото ниже верхний участник стоит на этой станции.
R3’-R4 15м 5с+
С полки траверс влево и вверх. Там нависание, которое обходится справа.
Старайтесь выйти максимально близко и дотянуться за нависание, там много трещин и удобных хватов, есть трещины для подхватов под нависанием. Очень желательно перед началом нависания поставить точку. Лично наблюдали падение лидера впереди идущей группы именно на этом участке.
Дальше по внутреннему углу вверх, удобно лезть не по самому углу, а по наклонной стене рядом, там удобные отколы. По пути много щелей под френды. Последний метр перед выходом на полку можно обойти слева, так проще. Выход на большую полку. Станция на двух шлямбурах. Фото со станции вниз на предыдущую станцию.
R4-R5 35м 5b
Фото с youtube канала Максима Фойгеля
Дальше продолжение маршрута логичное. Внутренний угол продолжается.
После него небольшая площадка под широкой трещиной и станция на двух шлямбурах.
R5-R6 40м 4с-5с
От станции вверх по широкой щели через небольшое нависание – под нависанием есть углубление – там хорошо поставить точку, а над нависанием заклиненный френд в щели (указал красной стрелкой на фото выше, прямо за перегибом).
После нависания – хорошая пологая полка.
Отсюда двигаемся вправо и вверх (5м), и затем еще вверх на полку (5м). Есть старая станция.
По полке вверх-влево во внутренний угол, по нему подняться на большую горизонтальную полку с характерным «бордюром» – светлой мраморной полосой. Здесь станция на двух шлямбурах.
R6-R7 45м 5с /6a+ (в зависимости от выбора линии маршрута)
Эта веревка оказалась самой сложной с точки зрения ориентирования и линии маршрута. Полка длинная. С одной стороны, ограничена небольшой стенкой, но имеет продолжение, и стенка эта легко проходится траверсом, пролезть не сложно, обхват там не большой и есть за что хвататься. После – тоже кажется логичным уйти вверх. Так я и поступил, но уперся в очень сложный угол гладких скал, обнаружил деревянный закладной элемент, времен первопроходцев )) и вынужден был оставить петлю с карабином, чтобы экстренно уйти обратно вниз, т.к. городить истории с «расходником» в той части не было никакой возможности.
Вернулся на исходную, к станции. Вовремя. Начался град. Пришлось утепляться и ожидать. Любимое занятие альпиниста. В помощь нам добавился ветер, холод и туман. Прошел час с небольшим, а мы все еще занимались подсчетов градин на наши разгоряченные головы.
Град прошел, но туман не планировал рассеиваться. Делать нечего – пошел на второй заход. По системе щелей вверх, сперва чуть левее, потом, как показалось верным, ушел правее и по довольно покатой части вылез к короткой вертикальной щели, в которой был забит крюк. Щель была короткая, но сразу за щелью обнаружилось нависание и довольно длинная пробитая старыми крючьями дорожка по продолжающейся щели. Пролез еще несколько метров и понял, что это никак не тянет на 5с, хотя общая схема (ответвление от R6 вправо) обещала именно такой расклад. Врут! Там не ниже 6а+.
В довершение опять пошел град и, пожертвовав еще одним карабином, снова спустился на исходную позицию.
Последняя попытка отыскать правильную линию маршрута привела к успеху. Также от станции взял вверх, долез до того места, где ушел направо и обнаружил слева в паре метров блестящий новенький шлямбур. Там было скользко, град и туман сделали свое дело и перейти в тот небольшой внутренний угол никак не получалось. Но потом, таки прошел. Там не так, чтобы сложно, но скользко и опять этот фирменный стиль, когда надо просто положиться на физику и баланс.
Вот кадр сверху, от шлямбура, куда уходит стропа за кадр, внизу полка.
Дальше очевидная прогалина между камней, надо уйти в нее, и затем вверх. Увидите справа ребро с забитым анкером с кольцом (на фото ниже выделил в красный кружочек).
Дальше пешком поднимаетесь выше, там увидите ориентиры продолжения маршрута. Вот ниже фото.
В этот угол лезть не нужно!
Но саму станцию лучше делать чуть выше, на уступе, вот здесь (красный кружок на фото).
Линия продолжения маршрута – красным пунктиром, а синий кружок – станция.
Если вы думаете, что наши приключения на этом питче завершились – вы ошибаетесь. Лидер шел с нижней, как обычно, а напарник на этом участке жумарил, т.к. усталость дала о себе знать. Конец веревки в какой-то момент скрылся в тумане и был благополучно заклинен, где-то внизу. Все попытки вытащить его полиспастом ни к чему не привели. Только потеряли уйму времени. Пришлось спускаться. Конечно же, замотался узел в самом низу, почти у полки со станцией. Потеряли еще час, пока все это распутывали. Вывод – даже на bigwall бывают такие казусы, не везде стена гладкая и прямая.))
Фото с youtube канала Максима Фойгеля
R7-R8 40м 4b
От станции вверх, правее, не нужно сразу нырять в кулуар слева, туда логично выйдет небольшой внутренний угол. В любом случае, там особо больше некуда в этом направлении идти, если только не срезать (упростить) маршрут, его более простая линия идет сразу левее. На общей схеме видно – белая линия R7-R8-R9.
Итак, несмотря на погоду, усталость и длительное нахождение на маршруте, мы полезли именно классический вариант, с 6b стенкой, а кто-то пишет в описаниях и 6b+.
Выйдя в большой кулуар с блоками, несложным лазание (20м) до самого конца. Увидите анкер (выделил кружком на фото ниже).
Выйти из кулуара направо-вверх на скальное ребро, там удобно сделать точку страховки и далее по нему на большой заклиненный блок над кулуаром. Вид от последней станции, веревка идет вниз с страхующему.
С блока перешагнуть к небольшому горизонтальному плечу под вершинной башней. Станция на шлямбурах. Шаг сделать просто. А вот перенести вес потом немного страшновато, но опять-таки, вспоминаем физику, не трясемся и находим правильную точку опоры под ногу, там есть выступ. Вот схема. Красным кружком на фото ниже – клееный анкер, веревка идет через то самое место, которое надо перешагнуть, а синим кружком – следующая точка страховки.
Выбираем напарника! Остался ключ!
R8-R9 20м 6b/6b+
От станции видна вся дорожка анкеров. Отметил на фото синими кружками два первых. И станция с лицевой стороны.
Первый висит столь низко, что можно сразу сделать себе надежную первую точку и перейти на стену слева. Честно признаюсь, я эту точку заИТОшил. Дальше все довольно просто. Достаточно рельефа, чтобы 5 метров сложных пройти. Пробито там все хорошо, так что, можно ИТОшить и дальше. Главное – после того, как последнюю оттяжку на вертикали щелкнули, то переходите правее – там более пологий гребень и есть еще один шлямбур, что удобно. Дальше – станция и вершина.
Вид сверху на ключевой участок. Веревка показывает направление движения.
В непогоду, вероятно, придется ИТОшить весь последний питч. Но при солнышке гранит прекрасно держит.
Фото с youtube канала Максима Фойгеля
R9-R10 Спуск
Обозначил как участок, потому как там не все так очевидно. От станции надо пройти еще пару метров до еще одной станции и далее спуск по диагонали ниже, по пути вбито множество металлических прутьев, которые, с одной стороны, задают правильность движения, а с другой – жутко мешают, т.к. не хочется быть насаженным на кол при дюльфере. На фото ниже видны крючья, на которые надо ориентироваться при спуске (обозначил красной стрелкой).
И уже после косого дюльфера увидите такие вот кольца и с них четко вниз.
Если у вас две веревки по 50 м., то по идее можно слезть и с первой станции сразу вниз. Что-то подобное видели у других групп. Но мы решили сделать дюльфер в два захода, сперва приспустились вниз – на фото ниже хорошо можно определить маршрут спуска.
И хотя в описании говориться, что там длюфер 50 м., что-то не заметил я такого, ну, или совсем впритык.
R10-R11 Спуск -2
Если же вы застряли на маршруте или поздно вышли, долго шли, словом – все как у нас, то канатная дорога ждать вас не будет. И на всякий случай, двери они тоже закрывают. Чтобы вернуться к приюту есть такие варианты: выломать ледорубом дверь, разбить камнем стекло или же дюльфернуть с канатной дороги в сторону уже знакомого ледово-снежного гребня – спуска с Aiguille du Midi на ледник. Мы выбрали последнее.
Далее – кошки, ледорубы и снова путь в Cosmique.
В 8 утра мы стояли у стены, в 8-30 мы начали движение, в 9-30 мы зависли в очереди, в 11-30 мы продолжили движение, в 13-30 мы попали в непогоду, в 15-00 мы все еще искали линию маршрута, в 16-00 мы пролезли до большого кулуара, в 17-30 мы опять пролезли до большого кулуара, но уже со спасенной веревкой, в 18-30 мы начали дюльфер, а в 19-00 стояли на площадке перед закрытыми дверьми канатной дороги. В 19-30 спустились на гребень и в 20-00 уже пили горячий чай в приюте.
В 20-45 нас не стало ни в одном из миров Галактики, и только старина Морфей знал, как нам хорошо.
9 часов пролетели незаметно )))
Leave a Reply