Этой истории предшествует другая, не менее важная – посещение священной Мекки, о которой я уже рассказывал на страницах своего блога. Казалось бы, что еще может быть более интересным в Саудовской Аравии, чем одна из самых закрытых святынь Мира? А ведь до этого мы побывали в иракской Кербеле и Ан-Наджафе, и это не пустые названия не только адептов самой молодой мировой религии – ислама, но и для любого путешественника, серьезно изучающего Ближний Восток, Аравию, прежде всего, ту часть полуострова, которая именуется Хиджазом.
Да, именно здесь все и началось. Аравийский полуостров, Хиджаз. Примерно 4-5 век нашей эры. Полная сумятица религиозных монотеистов. Евреи, христиане, зороастрийцы, иранцы и еще множество других учений. Идолопоклонников тоже хватало. Среди них можно выделить племя курайшитов, обладающее наибольшим влиянием и уважением, а главное – ключами от священной Каабы.
Именно благодаря Каабе – священному символу, который в те времена притягивал к себе паломников – язычников со всех концов света, произошла та самая централизация, запустившая процессы трансформации веры в единую системы ценностей людей арабского мира – к исламу. Но как бы люди не стремились объединиться против своих врагов, ради создания государства, ради роста и процветания, защиты себя и своих потомков, без лидера – никуда.
Так стали появляться многочисленные проповедники – ханифы, которые подталкивали людей отказаться от идолопоклонничества, возвещая о приходе мессии, проповедуя, убеждая, завоевывая авторитет среди арабов. Одним из таких ханифов был Махаммед. Признанным пророком он стал не сразу. Возможно, потому что он был из очень бедной семьи, возможно, потому что конкуренция среди проповедников была очень серьезная. Власти хотели все, а Мухаммед даже не не был грамотным, а мы знаем, что печатное слово обладает серьезной силой.
Однако, он верил в себя больше, чем остальные. Поэтому не стеснялся, не отступал, не прощал своих обидчиков и, объявив во всеуслышание себя пророком, стал усердно проповедовать учение Аллаха, собирая вокруг себя все больше и больше сподвижников, обеспечивающих ему финансирование и защиту. Помимо удачи и силе воли Мухаммеда, его продвижению среди арабов способствовал тот факт, что все-таки он был из рода курайшитов.
Если следовать истории ислама, то Мухаммед является потомком Ибрахима, старший сын которого Исмаил (библейский Измаил) был послан Аллахом на землю с целью распространения учений об исламе среди населения Аравии, т.е. был родоначальником арабов. В свою очередь сын Исмаила – Кедар, является прародителем курайшитов – того самого священного рода Древней Мекки хранителей Каабы, к которому относится и пророк Мухаммед.
Понятное дело, что племя курайшитов не хотело отдавать свою власть над арабами какому-то Мухаммеду, поэтому, при поддержке аристократии и богатых торговцев всячески высмеивало “лже-пророка”, строило ему козни, а в конечном счете – подставило его под удар. История очень запутанная и туманная, есть множество версий, их можно прочитать в интернете или найти в хадисах, но у все их объединяет одно – Мухаммеда ждала или смерть или бегство. Он выбрал второе. И решил продолжить свое учение в Медине.
Начался отсчет хиджры – летоисчисление по лунному календарю – единому для всех мусульман. За несколько лет Мухаммед всецело захватил власть в Медине, сделав её центром для всех арабов, принявших ислам. Конечно, история захвата всегда связана с насилием. И здесь не было исключений. Налоговые поборы с евреев, казни, их изгнание из Медины. Разбойные нападения на караваны курайшитов, постоянные убийства не признававших ислам арабов. Реки крови, насилия, грабежей, пока в 630 году многочисленное войска пророка Мухаммеда не вошло в Мекку, завершив тем самым военный джихад и начав новую эпоху ислама на Аравийском полуострове.
Итак, пророк Мухаммед покинул Медину, а мы же покинули Мекку, наше путешествие по миру ислама продолжается. Снова мелькают столбы с отметками километров (как удобно учить числительные на фарси!), сливается в одну белую полосу разметка на идеально ровном асфальте, и только красные пески пустыни, иногда меняя свой окрас на темно бордовый или желтый, неизменны, так и сопровождают нас всю дорогу.
Медина раньше называлась Ясриб и была крупнейшим еврейским центров на Аравийском полуострове. Медина – это второй по значимости город в исламской религии после Мекки. Круглый год сюда съезжаются множество паломников со всего Мира и возвышающиеся небоскребы отелей вокруг мечети Пророка подтверждают это.
По стилю немного напоминает некоторые районы Манхэттена, хотя, стоит только выбраться за кольцо широкой магистрали, как суровая реальность арабских пыльных развалин мгновенно переносит тебя из “Нью-Йорка”.
Если в Мекке потрясают воображение внешние масштабы, то в Медине – внутренние. Такой большой мечети нам не приходилось видеть никогда. Это не просто отдельный город, великолепие которого невозможно передать словами, это целый мир, вселенная. Да, что там вселенная, здесь другая реальность.
В период праздников или многочисленных молитв вся территория вокруг Мечети Пророка устилается коврами. Есть специальная команда “ковровых укладчиков”. Работа идет круглые сутки, потому как для 2-3 миллионов человек требуется не просто “застелить” пол, а фактически выстлать коврами несколько стадионов – площади внешних пространств Медины впечатляют не меньше интерьеров.
Все мы знаем историю распятия Иисуса Христа, однако, Коран отрицает его смерть. В Коране говорится, что вместо пророка Исы был распят другой человек. Согласно исламской доктрине, служение Исы состояло не в том, что он приносил себя в жертву во искупление людских грехов, а в том, что он был посланником Аллаха и указывал верный путь к Аллаху – каждый человек будет судим по своим деяниям, и никто не несёт на себе грехов другого.
Иса был обычным человеком (сыном Закарийи), а не Сыном Божием, как трактует Ветхий Завет. В этом вопросе большое отличие ислама от христианства. По преданиям смерть Исы еще не наступила, но когда он умрет, то будет похоронен в Медине, рядом могилой Пророка Мухаммеда. И могила для Исы уже подготовлена – пустой гроб. Вход туда разрешен только мужчинам. Два минарета укажут вам путь.
Продолжая изучать жизнь Иисуса (Исы), можно найти отсылки не только к его волшебным деяниям – «по воле Аллаха он воскрешал мёртвых, вдыхал жизнь в глиняные фигурки птиц, исцелял слепого и прокажённого, обнаружил сокрытое», но и тесную связь с пророком Мухаммедом, так как предсказывал появление пророка, имя которому Ахмад.
Leave a Reply