Помните, в детстве нам задавали подготовить сочинения на тему «Как я провел лето» или «Как я провел выходные дни»? Представляю себе глаза учителя, проверяющую мою домашнюю работу теперешнего меня, уже во взрослом возврате «…на выходных прошел 28 км. пешком, было хорошо…».
Как и обычно, на выходных, мы всей семьей встаем рано, чтобы успеть на электричку, отходящую от Финлядского вокзала в 7-30 утра в сторону Карелии. Ехать нам 3 часа и целых 2 минуты – так написано в расписании электричек. Советские электрички всегда ходят по часам, но очень редко, поэтому с нами в вагоне едет еще много людей – счастливых обладателей дачных участков в Карелии. Многие едут с рюкзаками и палатками, как и мы. Ехать интересно, можно глядеть в окно на грязные замусоренные обочины, разруху дачных домиков, нищету и убогость захудалых деревушек.
Чтобы разнообразить поездку, мы взяли с собой игральные карты, термос с чаем и бутерброды. После остановки «76 км.», почти все вышли, а после станции «Приозерск» и вовсе в вагоне ни осталось ни души. Скоро и нам выходить, надо перейти в первый вагон, потому как платформы в такой глуши – короткие, и выход только из первых двух вагонов.
Станция Кузнечное. Это небольшой поселок. Есть магазин «Пятерочка» и «Магнит», есть большой православный храм. Но у станции только два «сельпо», в которых продается вкусное мороженное и такое же вкусное разливное пиво. Я не пробовал пиво, но папа говорит, что на обратном пути мы обязательно купим пиво с сушеной рыбой. А мне обещают купить мороженного, и я очень рад.
Рюкзак мне достался самый большой, аж 22 килограмма. Сестра Катька несет всего 15 килограмм, но, когда мы выходили из электрички, я незаметно подложил ей термос с чаем и остатки бутербродов – пусть несет больше. Правда, потом я все-таки забрал термос, потому что мама говорит, что Катя – девочка, а девочкам надо помогать.
От станции сперва шли по дороге до железнодорожного переезда, а потом и вовсе по рельсам в сторону большого серого завода – там добывают огромные каменные глыбы из земли и специальными молотками превращают их в щебенку.
А чтобы доставать камень из глубины земли, то рабочие взрывают камни и образуется карьер. Везде висят таблички, что проход запрещен и ведутся взрывные работы.
Весь путь через карьер занял у нас чуть больше часа. Там целых 5 километров пешком, а часть – по широкой, пыльной дороге, по которой носятся огромные «Белазы». Скучная грязная дорога, но мы полны сил, а потому время пролетает незаметно и очень скоро мы наконец-то сворачиваем в лес.
Первые 100 метров мы радовались приятной прогулке по лесу, но потом тропинка начала уходить вниз, в сторону ручья, и все чаще стал попадаться на пути снег, лед и топкая грязь.
Вскоре мы пришли к болоту. Весь лес, куда хватало взгляда, утопал в бурой воде, прорывающейся сквозь лед наружу, образуя ручейки, речки и размывая все на своем пути. Лишь редкие островки пожухлой травы или гнилых пеньков, выделялись на фоне белого-бурого покрова.
Мама хотела одеть нас всех в резиновые сапоги, но папа сказал, что настоящие советские альпинисты не ходят в резиновых сапогах, и мы пойдем в треккинговых ботинках, потому как если в носках не хлюпает, а вода при каждом шаге не выплескивается из ботинка наружу, что будет лениво идти и все будут постоянно просится на привал. А так – чтобы не замерзнуть будет повод идти бодро и быстро, да и под ноги смотреть тоже забывать не будут. Всяческие возражения, что это поход по лесу, а не альпмероприятие папа не принимал и аргументировал тем, что это не туристический поход, а «подход под маршрут», т.е. под скалы на Ястребином озере, и что не зря мы взяли веревку, оттяжки и прочее альпинистское снаряжение. Вот они мои 22 килограмма лишнего веса, – подумал я и тут же провалился левым ботинком под воду.
Скорость передвижение по затопленному лесу сильно упала. Приходилось постоянно находить более-менее сухие участки, таскать бревна, делать мостики, поэтому к следующей нашей «реперной» точке на карте мы добрались с большим опозданием по времени. Пройдено еще 3 километров тропы Хо-Ши-Мина, но мне представлялось, что на минных полях во Вьетнаме было бы проще и быстрее. Справа от тропы показались «Забытые скалы». Очень захотелось полазить, но тропы к ним не было, все было затоплено, поэтому пришлось идти дальше.
Без остановки прошли еще 3 километра. Уже 3 часа идем от станции. И хотя дорога временами становится суше, а небольшой кусок маршрута оказался вообще старой лесовозной дорогой, мы то и дело проваливаемся в топи и уже и оба моих ботика стали совсем сырые. Дошли до еще одной точки не карте. На указателе было написано – «Озеро Ястребиное». Сестрица даже подумала, что мы уже дошли, радостно скинула рюкзак и побежала делать фото озера, но оказалось, что в Советском Союзе просто не хватило других табличек, и что это совсем другое озеро – Двинское.
Дальше тропа раздваивалась. Если продолжить идти по правому берегу Двинского озера, то тропа Хо-Ши-Мина приведет еще через 3 километра к смотровой площадке на озере Ястребиное, а если пойти от озера резко направо, то через 2 километра тропа выведет вас к «спартаковским» стоянкам на озере Пестово. Мы не хотели в гости к «спартаковцам», потому что мама болела за Зенит. И папа не смог её переубедить, что футбол совершенно не при чем. Они долго спорили, а всезнайка Катя вообще сказала, что это название от слова Спарта и что есть такая книжка. Названия я не запомнил, но, когда вырасту обязательно прочту.
Вдоль озера Двинского пройти не смогли. Было очень много снега и воды. Заплутали, обходя воду и потеряли много времени, получился еще дополнительный километр пути. Потому на радость папы мы пошли к «спартаковским» стоянкам. Последний километр до озера Пестово мы спускались по ручью. Окончательно все промокли и дальше идти не хотели, хотя до скалы Парнас оставалось всего 1,5-2 км.
4 часа нашего безостановочного похода завершились к общей радости всех. Развернув на камне карту, вооружившись курвиметром и карандашом, я отметил наш сегодняшний маршрут. Получилось почти 15 километров.
Солнце светило так ярко, что можно было бегать в майке. А побегать было куда. Натаскать воды из ручья, поставить палатку, насобирать дров, развести огонь, накрыть на стол. Каждый был занят своим делом и уже через час, вкусно перекусив, мы вышли на расположенные рядом скалы.
Территория лагеря «Спартак» большая и очень удобная. Есть деревянные настилы под палатки, беседки, каменные очаги, сложенные из булыжников, скамейки и потрясающие видовые скалы у озера. Если спуститься вниз, то у пологой части берега есть еще одни стоянки, там также пробиты несколько трасс. А если побродить по окрестным тропинкам, то отыщется еще с десяток организованных самостийных мест под стоянку лагерем. Хорошие там места, а главное – сухие, т.к. находятся на возвышенности.
Полазили, погуляли, сделали шашлык, проводили солнышко, да и заснули, приятно утомленные долгой дорогой и физическими занятиями на отрытом воздухе. Я люблю спать в палатке, на природе. Вокруг слышны звуки птиц, журчание родника, шелест деревьев. А если высунуть ночью голову из палатки, то на небе можно увидеть миллиарды горящих звезд. Иногда, взрослые задерживаются за разговорами или гитарой ночью у костра, и тогда к блеску далеких холодных светил добавляются маленькие красные искорки.
Вот и сон подкрался. Тяжесть упала на веки. Согретый теплом спальника, убаюканный шелестом кроны – засыпаешь. Прервалась размеренная мелодия струн, кто-то подбросил в костер несколько сосновых поленьев, которые занялись почти мгновенно. Взметнулось в ночное небо пламя искр, длинные тени деревьев причудливыми узорами расчертили небо, а я уже вовсю летал во сне. Бабушка говорит – это я расту значит.
***
Утро выдалось чуть прохладным, но это придало бодрости и скорости. Позавтракали на скорую руку, собрали лагерь и уже в 8 утра вышли на маршрут. Сперва мы, как и вчера, наслаждались сухой тропой, ароматами соснового леса и вкуснейшим воздухом Карелии. Как я люблю говорить – его можно есть ложкой. Правда, смешно звучит? Воздух и ложкой, но если закрыть глаза и поднести воображаемую ложку ко рту, то непременно ощущаешь – что-то там есть. Дурачусь и смешу сестру. Наши рюкзаки уменьшились ровно «на один ужин и завтрак», мы прекрасно выспались и теперь носимся по лесу, кидаясь друг в друга шишками.
В низине нас снова ждет болото. Привычно перескакивая с кочки на кочку добираемся до очередной стоянки – лагерь «Горняк». Прекрасный берег, организован туалет, есть места под палатки, очаг. На тропе появляются указатели и маркировка на деревьях. Теперь ориентироваться проще и, спрятав компас в карман, я деловито указываю направление движения, словно заправский моряк или охотник из далекой тайги, выслеживающий зверя.
На развилке пришлось снова прокладывать тропу через топи. Хорошая тропа шла вокруг озера, но нам надо было в сторону скалы Парнас – хотелось не только дойти до цели нашего похода выходного дня, но и полазить по скалам. Хотя мама сказала другое «…но и успеть на электричку домой». Стало грустно. Так быстро прошли выходные дни. И я зашагал еще быстрее, практически побежал.
Скалы Парнас на Ястребином озере были сухие и теплые. Мы уже не раз бывали здесь, а потому – быстро разбежались по любимым маршрутам, и несколько часов было только и слышно: «Выдай! Закрепи! Самостраховка!». Последняя команда прозвучала от мамы: «Чай вскипел!», а потом был настоящий пир. Измазанные магнезией поломанные ногти впились в горячий бутерброд с сосиской, наспех приготовленный папой на костре, дрожащие после лазания руки передавали по кругу кружку, расплескивая на колени горячий чай. Мы сидели тесным кругом на каремате, в окружении великолепной природы, на берегу красивого озера, улыбались до ушей и нам было так хорошо, как никому на целом белом свете.
«Под рюкзак!», – крикнул папа, обнял нас всех своими большими руками и сказал: «Теперь бегом домой!». И мы побежали. Через полчаса были на другом конце озера. Большой ручей преградил нам путь, пришлось искать переправу. Она нашлась быстро. Два поваленных дерева образовали прекрасный живой мост. Пройдя очередной километр по уже знакомому нам затопленному лесу, лихо перепрыгнув через несколько маленьких ручейков, мы вышли к стоянке машин, откуда обычно все начинают движение в сторону Ястребиного озера. От стоянок машин до скалы Парнас отсюда всего 3 км. пути, или 30-40 минут пешком, но это летом, сейчас же ушел целый час.
А потом началось возвращение домой. Пять километров мы шли по грунтовой дороге, через такой же пыльный и шумный щебеночный завод. Шли, шли и вышли к поселку Куликово, недалеко от станции «168 км.». Когда папа и мама были маленькими, как мы сейчас, они ездили от Куликово до Кузнечного на таком специальном поезде, который называется «дизель», но сейчас такие поезда не ходят, а электричка из Сортавалы ходит один раз в день в 19-30. Мы очень устали и не хотели идти пешком до Кузнечного еще 15 км. И тогда папа вызвал нам такси и не какой-то там «яндекс», а настоящее – по телефонному номеру, который нашел на доске объявлений у «сельпо». Сельпо – это такой магазин. Он мне понравился. Нам купили мороженое, а сестре еще и минеральной воды. Пока мы ждали такси к нам подошел настоящий пограничник и задавал нам разные вопросы, кто мы и откуда, куда путь держим и где были, что видели. Я подумал, что наверняка в лесах скрывались финские диверсанты и если бы мы их нашли, то непременно связали бы и сдали бы пограничникам, а нам дали бы медали, а папе даже целый орден.
Я люблю ездить на такси. Особенно, у окошка. До станции Кузнечное ехать всего 15-20 минут, много не посмотреть в окошко, но все-равно мне понравилось. Удобно. А мама сказала, что это стоило всего 600 рублей. Ничего себе всего! Это столько мороженого можно купить. А папа сказал, что это вообще «копейки», потому что какой-то «яндекс» 2000 р. стоит. Вероятно, так называется его разливное пиво, которое он так и не успел купить, потому что наша электричка нас уже ждала на платформе. А называлась электричка красиво – «Ласточка», там и правда все было очень красиво внутри. Мягкие сидения, большие окна, и в пути до дома всего 2 часа. Я и не заметил, как задремал. И снились мне вершины снежные, высокие горы и я с альпинистским ледорубом в руках мужественно штурмую сложный маршрут. Теперь я точно знаю, когда вырасту, стану альпинистом, как и мой папа.
Такие вот у нас были выходные на природе.
Leave a Reply