Есть такое интересное место на заливе – Маяк Стирсудден. С трассы – Приморского шоссе его заметить невозможно, срыт высокими елями и под таким углом не виден. Однако, если пройти на берег и далее на одноименный Мыс Стирсудден, то вид на маяк открывается. Оказались на побережье случайно. Выезжали на шашлыки. Увидели маяк, загорелись изучить поближе. На карте mapsme оказалось множество тропинок пешеходных в округе, так родился маршрут на 25-30 км.
Стартанули в пятницу после обеда. Чтобы растянуть удовольствие от пешеходного похода, решили неспешно провести ночь на заливе, а в субботу с раннего утра дать волю ногам. С трассы свернули налево. На карте обозначен объект как «Неизвестное место». Ниже на карте: Р- парковка у въезда в “Неизвестное место”, отмечена палатка – место ночевки. Обведено место парковки автомобиля на следующий день перед начало пешеходной части и стрелочка по направлению тропы.
На самом деле, это закрытая база отдыха, судя по всему, в частном владении. Места там шикарные, тихие. Поселков рядом уже нет, полное единение с природой. Всегда задавался вопросом, как такие земли отдают под строительство в частные руки, но каждый раз вспоминаю, в какой стране я живу и отношу данные вопросы к разряду риторических. Да, и зачем думать, отдыхать же приехали.
Оказалось, что места эти пользуются популярностью. Через лесные дороги можно подъехать прямо к воде, чем и пользуются туристы.
Мы же решили поставить авто на парковку с «Неизвестным местом», пройти в сторону залива сотню метров с рюкзаками. Мест под палатку полно. Выбирай на любой вкус. Хотя, соседей тоже хватает. Нам попалась шумная компания и ночь прошла не очень тихо.
Залив цветет. И как уже говорил в одном из своих очерков, имеет привкус болота, рекомендую брать запас питьевой воды, даже для кипячения. Это сильно отягощает рюкзак, но зато хорошая тренировка перед восхождениями в горах, а мы всегда не упускаем возможности потренироваться на равнине, чтобы хотя бы чуть-чуть поддерживать форму между горовосхождениями.
Рядом есть ручей, обозначен на карте как Разинский ручей. Вода чистая, рядом есть даже пару мест под палатки, но вместе с этим источником жизни обитают полчища муравьев.
Песчаные дюны ими просто кишат. Никогда не видел такого паломничества муравьев. Такое ощущение, что идешь сквозь муравейник. Как бы высоко не поднимал ноги, муравьев так много, что они успевают залезть на ботинки, носки и дальше по икрам. Только успевай стряхивать. Некоторые кусают. Больно.
Еще дальше по берегу есть Статуя Девы Марии, развалины старой Мельницы и стихийный кемпинг. Народу там – яблоку упасть негде.
В обратную от «Неизвестного места» сторону расположен Мыс Стирсудден, но там тоже стихийный кемпинг, хоть и менее загруженный людьми, чем предыдущий, но тоже не лучшее место для ночлега.
Можно уйти еще дальше, но там камыши, а учитывая, что залив цветет и не скрывает это ароматическое время года, то в заболоченных бухтах может понравится только любителю таласо-терапии.
Единогласно решили, что выбранная локация идеальна, разбили палатку, приготовили ужин, да и заснули.
На утро, привычные сборы, завтрак с горелки, команда «под рюкзак». Переставили машину на небольшую асфальтированную площадку, обозначенную на карте, как остатки фундамента дома, где жил и работал В.И. Ленин. Скрин прилагаю ниже. Крестом отмечен переход ручья.
Рассудив, что под охраной духа Ильича колеса точно не должны снять, двинулись в путь.
Прошли несколько жилых домов, окруженных кустами дикой малины. Остановились на второй завтрак. Дальше дорога нырнула в топический лес, стали попадаться кустики черники, остановка на третий завтрак не заставила долго ждать.
Перешли тот самый Разинский ручей, выше по течению, соответственно. Сохранившиеся остатки каменных блоков говорят о существовании моста в древние времена. Значит, дорога эта старая.
Шли примерно 5 км. Дорога через лес, иногда болота, иногда через поля. Ландшафт и микроклимат меняется постоянно, то жарко, то влажно, то холодный ветерок несет сырость. Единственное, что оставалось неизменным – тучи слепней. Я такого нашествия не припомню. Репелленты были абсолютно бессильны. Пришлось спрятать все открытые части тела, от чего стало сильно жарко, да еще под рюкзаком в 25 кг (тащили воду), а лицо и руки защищать исключительно скоростью реакции. Погрызли знатно.
Кусты малины и черники уже не так манили, как раньше, но на редких остановках делали так: один обрабатывал кусты, второй – держал оборону против летающих монстров. Комары дополняли отряды слепней, но только в кустах, на самой тропе преимущество было у слепней.
Было понятно, что дорогой этой мало, кто ходит, дикие места. Хотя, все по прямой ))
Кстати, часть дороги проложена через болота и усилена бревнами. Идешь как по мосту. И так несколько километров.
Дойдя до развилки, свернули налево, потом чуть покружили по воздушному мху чистейшего соснового леса, где встретили с десяток грибников и с сотню самих грибов, и через еще несколько километров вышли к берегу большого Зеркального озера, в районе Большого острова.
Бродить в тех местах приятно. Можно накинуть к маршруту несколько километров, а можно и спрямить. На карте выше показал варианты.
Цель – дойти до Зеркального озера, но не всегда название соответствует реальности, впрочем, зеркальное отражение реальности – это тоже реальность ))) На карте ниже – наш проход по берегу, а красными каракулями обозначил то, о чем описал в следующем абзаце.
Картина, открывшаяся нам, вызвала самое мерзкое отвращение. Машины, огромные костры (в 12 дня холодно же в +30 градусов), рой бензопил создает беспрерывное жужжание, везде орет музыка – какофония голосов и отвратительных орущих детей, алкоголь, страшные, жирные тела, сгоревшие в пьяном угаре на солнце, сплошные палатки, дома на колесах, туалеты и лодки.
Мы шли километр вдоль озера, не смогли найти даже маленького пяточка зелени, что уединиться, перекусить. Загажено людьми все.
Сменили план похода, поняли, что надо валить обратно в дикий лес.
Через озеро Дружинное и Смежные озера, вышли на Плетневое озеро, где картой mapsme было обещано место под палатки без машин, обозначенное как «автонедоступная стоянка».
На поверку оказалось враньем, машины проезжают там везде, людей там не меньше.
В поисках хоть какой-то аутентичной полянки или кусочка леса обошли все озеро. Оно не маленькое, но все занято людьми. Даже в самой отдаленной точке есть кто-то рядом. Решили идти дальше, хотя километраж дня приближался к 20 км.
Плутая по диким местам, отдохнули от увиденного: от некрасивых людей, от собак, которые бросаются на тебя, от быдла, воротящего нос от людей с рюкзаками, от шума, мерзкой безвкусной музыки. Тропа забрала весь негатив и, несмотря на усталость, мы были счастливы побыть один в лесу, под звуки редкого ветра, шелест листьев и редкие переливания щебета птиц.
Искали место под палатку в лесу, незаметно дошли до старой железнодорожной ветки.
Рельса здесь давно закопаны, но в некоторых местах можно увидеть. Дорога, как водится, проездная. Тут же стали появляться люди, компании, кемпинги, началось движение.
Но в Карелии и ЛО есть интересные места, где железка почти сохранилась. Читайте рассказ про Каннельярви.
Решили дойти до озера Перемежное и там уже остановиться.
На повороте к озеру есть поляна. В принципе, за неимением другого места, можно было бы встать и здесь, но место проходное, до ночи будут ходить люди. Хотя сделана лестница, спуск в воду (лесенка отмечена выше на карте). Помылись на радость слепням и удивлению прохожих. Чуть дальше тропа уводит наверх, есть стоянки под машины – куда ж без них, и оборудованы мостки для купания (обозначено на карте буквой Т). Всю ночь там бухала компания, плавать в их присутствии и тем более ставить рядом палатку совсем не хотелось. Наше место под палатку ниже тропы на озеро Комонь также обозначил на карте.
Прошли дальше, вышли на дорогу в сторону озера Комонь. Как оказалось, озеро Комонь – это местный Казантип с пьяными вечеринками, невероятным количеством людей, орущими колонками и гулянками до утра.
Мы прогулялись посмотреть на озеро вечером, после ужина, спешно ретировались в наше уютное тихое гнездышко на озере Перемежное.
Там случайно нашли небольшую полянку, внизу, почти у воды, в окружении кустов черники. Там мы были скрыты от любопытных глаз, а также от всех звуков и людей. Впрочем, несколько парочек в поисках кустов для интимной близости проходило мимо нас, с упреком взирая на палатку, дескать, не уединиться, все занято, но, в целом, место было идеально тихим.
Ночью пьяное быдло ныряло с мостков, орало, никто не утонул, к сожалению, но запал их в холодной воде быстро закончился, и они угомонились. А вот басы мощных акустических колонок с озера Комонь прорывались сквозь сон всю ночь. Люди перестали уметь наслаждаться тишиной и природой. А жаль. Здесь красиво.
Утром особо не разминались, быстро сварили кашу с черникой, вкусили чая с мятой и рванули в леса, пока никто не проснулся.
Ну, почти никто…слепни просыпаются рано. Да, кстати, в пользу выбранного места хочу отметить полное отсутствие каких-либо летающих и ползающих насекомых. Чудо из чудес, но именно так было полное отсутствие слепней и комаров.
Бывшая железная дорога через 7 км. прямого пути привела нас к большой луже, обойти которую не представлялось возможным.
Взяли левее, продираясь через болото, колючие кусты и еле-еле пролезая с рюкзаками между сплетенных ветками заборов, уперлись в рабицу с знаком предупреждения.
Задумались. В этих местах полно военных объектов. Шутить с военными – дурная затея. А уж тем более, игнорировать предписания. Но мы все-таки решились. И правильно сделали. Военных там давно нет. На их месте воздвигли элитный поселок. Потом посмотрели ради интереса в интернете, цена земли стартует от 7 млн. рублей за 8 соток.
Прошли через строящийся поселок (обозначен на карте буквой П). Ни охраны, ни людей. Пару домов, куча рекламы и пустых участков. Вышли к трассе. До машины идти недалеко, но дорога узкая, движение интенсивное и не располагает к пешим прогулкам вдоль обочины. Прошли пару метров и свернули направо в сторону домиков.
Обошли небольшую деревню и вышли на изумительно поле (отмечено на карте Х). Запах трав, желтая солома, легкий, теплый ветер – хотелось бегать, крутить колесо и радоваться свободе. Обнаруженные кусты малины убедили нас, что сделать дневку в таком чудесном месте надо непременно. Заварили чай с листиками малины, перекусили, полежали на солнышке. Я лично даже чуток провалился в сон.
Обратно до машины дошли быстро. С поля дорога уходит левее, обходя небольшой полесок. Выводит к тропе, с которой начали. Вот, уже и знакомый ручей, с останками моста. Вот, очередные заросли малины. Пополним наши кружки, миски, уж больно она хороша.
Машина была в сохранности, Ильич сдержал свое слово, может броневик его помог. Прогулялись до маяка. Он строго охраняется, военная часть при нем большая. На территорию не попадешь. Ну, и ладно. Хоть целью и был маяк, получилось очень хорошее путешествие, длинною в 30 км.
Да, забыл сказать, что если провиант не взяли, воду или просто хочется чипсов, то недалеко, в деревне Озерки, есть сельпо. Очень забавные там покупатели и продавцы. Одним словом – сельпо.
Обратно в город возвращались той же дорогой. Если кто-то захочет поехать без машины, то я бы рекомендовал бы сделать не круг, а пройти от одной ветки железки до другой. Начать лучше с Местерярви или Яппеля. Электрички ходят редко, идут долго, поэтому выезжать надо в пятницу, с тем прицелом, чтобы заночевать недалеко. В субботу – пройти весь маршрут, выйти к маяку и заночевать на заливе. В воскресение можно сесть на автобус и добраться до Зеленогороска, там Ласточки гоняют без остановок, за 20 минут до города долетите. Автобусы ходят исправно, расписание совпадает. Как вариант, можно сделать дневку на озере в субботу, больше времени провести на природе, а не в дороге, в походе. Смотрите сами, направление я вам подсказал, а маршрут будет в любом случае ваш – уникальный. Места там стоящие, хороший треккинг получается. Отдохнуть на обратном пути можно на пляже – обозначен на карте как Мыс Стирсудден. Фото пляжа прилагаю.
Там можно найти безлюдные места. И в дополнение к малине и чернике набрать шиповника. Его там – тьма.
Места на заливе интересные, рекомендую!
Leave a Reply