Модный туристический тренд не обошел стороной и Катар. Упрощение визового режима, государственная программа увеличения туристического потока, разнообразные распродажи национального авиаперевозчика – одной из лучших авиакомпаний мира – Катарских авиалиний, бесплатные экскурсии и много другое сделали свое дело – народ повалил в Доху.
Особенно хочется отметить возможность бесплатного проживания в отелях Дохи, при транзите свыше 14 часов, но не более 48. В ряде случаев полагается и бесплатный трансфер. Однако, можно добраться и самостоятельно. Как добраться из аэропорта Дохи.
Стоит ли говорить, что на выбор предоставляются отели высшей категории. А как иначе в богатейшей стране мира? Если и приглашать гостей, то встречать с размахом шейхов! Оформить бесплатное проживание не сложно. Инструкция подробно изложена на сайте Катарских авиалиний, подтверждение приходит моментально. Один билет можно использовать только для одного бронирования бесплатного проживания: или по дороге в Доху, или на обратном пути. Так что, выбирайте стыковки внимательно! Можно взять два билета one way, но боюсь вся экономия тогда вылетит «коту под хвост», т.е. под хиджаб ;)) Отели Дохи. Где остановиться в Дохе. Мои рекомендации.
Но, в целом, затея с раскручиванием туристического бизнеса не совсем понятна, т.к. смотреть в Катаре, в частности в Дохе, нечего, а пляжами (далеко не самыми белоснежными и чистыми) искушенного путешественника заманить сложно. Так что, считаю, что развлекаются миллионеры как хотят. Скучно стало качать нефть, захотелось разнообразия. Почему бы не туризм?
Желания шейхов не всегда совпадают с возможностями города. Выделить бюджет на развитие туризма легко, но что показать тем самым, на кого выделили деньги – значительно сложнее. Я решил испытать на себе, что же предлагает современный Катар не менее современным туристам, и насколько легко и интересно путешествовать по этой стране. Вводные данные простые: билет Катарских авиалиний, 2 бесплатных отеля (писал письмо Катарцам с просьбой разделить 2 дня на два разных отеля), чтобы охватить больше бесплатных вариантов размещения, бесплатный трансфер, фотоаппарат, диктофон, ноутбук и…В добрый путь!
***
Проспал всю дорогу, даже отказался от еды ;)) Проснулся на посадке. За окном была темень и такая низкая облачность с туманом, что создавалось ощущение скорого снегопада. От этих мыслей меня непроизвольно передернуло, и я сильнее закутался в плед. В голову лезли мысли о том, что я сдал теплую куртку в багаж, который зарегистрировал сразу до Малайзии. Страхи относительно погоды не оправдались. Тепло, градусов 20, может чуть меньше. Очень комфортно, особенно, после Москвы. Настоящей радостью был теплый ветер и запах моря.
Причалили к старому терминалу. Долго ждали трап, потом автобус вез, потом шли дружными шеренгами по терминалу. В итоге в 5-45 встал в очередь на границу. Очередь большая.
Около 40 стоек предусмотрено для прилетающих пассажиров. Из них работает 3!!! три!!! Ближе к 6 утра начался «пересменок» ;)) и работать стала только одна стойка ;)) В 6-30 я наконец предстал перед строгим взглядом пограничника. Вопросы стандартные: сколько дней, где остановился, был ли ранее. Фото на память, и я наконец вдыхаю воздух Дохи, ожидая организованного отелем трансфера (ждать пришлось 15 минут, т.к. не все еще прошли пограничный контроль, мы ждали оставшихся).
Кстати, в аэропорту есть бесплатный интернет. На загрузочной странице надо выбрать опцию QR code и ввести номер брони авиабилета и фамилию. Ограничения на использование – 12 часов.
Так выглядит теперь мой Yahoo.
Что я знал про Катар до своего приезда сюда? Про Доху? Не много. Впрочем, знаний после посещения этого арабского «халифата» не прибавилось. Очередное возведенное на нефте-доллары государство посреди мертвой пустыни. Правда, по сравнению с Эмиратами здесь как-то не ощущается масштабность, богатство и, вообще, все очень напоминает Марокко, Ливан, Сирию и Таджикистан одновременно.
Единственно, что заставляет глаз дергаться в изумлении – это высокие, статные, красивые шейхи. Все в белом, безупречном, безукоризненно сшитом одеянии, иногда, с разноцветными платками на голове, повязанными на бедуинский манер.
Дорогие часы, очки, ухоженные бороды и руки. Они словно плывут по пескам города и пустыни. Была бы возможность, все два дня фотографировал бы только шейхов и их скромных, завернутых в хиджаб спутниц.
Достопримечательности, музеи, парки, рестораны и бары можно смело пропустить, т.к. ничего особенного для себя (если хоть раз были, например, в ОАЭ) вы не откроете, скорее наоборот, содрогнетесь от цен, расстояний, логистики дорог и пешеходных переходов, пыли в воздухе и разрухе, царящей повсеместно.
Катар – страна эмигрантов. При этом, эмигрантов, имеющих полноценные с коренным населением права, например, в части владения недвижимостью или землей. Здесь много встречается различных национальностей, в том числе, европейских. Пестрый национальный и социальный контраст не может не влиять на общество, на внешний облик, на культуру государства и столицы в частности.
Ощущается дыхание Европы и респектабельного Востока одновременно, но с отголосками нищеты и грязи. Впрочем, до недавнего времени на месте города влачило свое жалкое существование небольшая рыбацкая деревушка.
Современная Доха – столица и крупнейший город государства Катар. Основана в 1850 году. Османская Империя не раз претендовала на эти земли. В 19 веке, после ряда битв с турками (выигранных надо сказать), успешно побывав под протекторатом британцев, Катар получил независимость. Зная все это, совершенно не понятно, почему в городе столь много ресторанов турецкой кухни, не говоря уже о наличии в меню кофе по-турецки.
Википедия пишет, что в 2015 году Доха была избрана одним из «семи новых чудо-городов», наряду с Гаваной, Бейрутом, Ла-Пасом и Куала-Лумпуром. Не знаю, кто организовал конкурсный отбор, кто определил критерии оценки, а главное – кто входил в комиссию, которая выбрала столь нелепый, на мой взгляд, список «чудо-городов». Ну, столица Малайзии вполне подходит, но отнести Гавану с её полуразвалившимся малеконом и старыми районами к новым городам надо сильно постараться, не говоря уже о практически полностью разрушенном после бомбардировок Бейруте. Ла-Пас не произвел впечатление города «чуда», но, спорить не стану, «им» видней.
Мне довелось изучить и Старый город Дохи, и современный Деловой центр, и даже немного уделить времени отдаленным, спальным, промышленным районам города. Сразу скажу, чем дальше от небоскребов и дорогих насыпных островов, например, такого, как элитная Пальма, тем больше теряет свой облик Катар, сливающийся в своих пригородах с одинаковыми формами других провинций мира.
Контраст ощущается очень остро. Город небольшой, и складывается ощущение, что все смешано в кучу: дорогие яхты и особняки лежат слоями, вперемежку с полусгнившими машинами, покрытыми пылью, и классическими арабскими трущобами; ухоженные парки, клумбы, тротуары и магистрали центральной части города быстро заканчиваются, буквально за поворотом, и твои уверенные шаги превращаются в прыжки по раскуроченной мостовой, или просто «песочницам», нанесенных ветром из пустыни. Вообще, в этих краях модно «намывать» землю. Даже аэропорт и тот расположен на мелиоративных территориях, потому песка в городе много. Дышать тяжело, а глаза под конец дня начинают резать и слезиться.
Что же все-таки посмотреть в Дохе? Перечень объектов исчерпывающе прост: Национальный музей, Национальная библиотека, Национальный университет, крепость Аль-Коут, Большую мечеть, Здание Правительства, Этнографический музей и, конечно же, настоящий Восточный базар.
Если хватит сил, то можно дополнить список музеем Ислама, памятником жемчужине и крепостью Барзан, до которой еще надо добраться, т.к. расположена она сильно в пригороде Дохи.
Такси нереально дорогое. Хотя, есть более экономный вариант – Убер, но тогда нужен интернет. Местный оператор (Vodafon) предлагаем много различных prepaid тарифов, но стоимость (для туриста, который приехал на пару дней) я считаю неоправданно высока. Симкарта + 500 Мб трафика обойдется в 60 дирхам (примерно 16 руб = 1 дирхам на февраль 2018 г.).
Автобусное сообщение развито хорошо, карты Google могут планировать маршрут на общественном транспорте, номера автобусов и время прибытия совпадает. Единственный момент – необходимо заранее купить специальную карту, которую потом надо пополнять для поездок. Карту можно купить у водителя. Оплатить наличными проезд официально нельзя. Я попробовал договориться с водителем, т.к. карта мне была ни к чему, а проехаться на автобусе хотелось. Это удалось. Расстояние в 3 км обошлось мне в 10 дирхам. Однако, учитывая глобальные пробки, а также совершенно неотрегулированные светофоры, пользоваться транспортом типа автобус или такси удобно лишь в исключительных случаях.
Кредитные карты почти нигде не принимают, но банкоматов в городе полно. Есть даже целая Банковская улица. Некоторые финансовые учреждения берут комиссию в 15 дирхам за выдачу наличных. Об этом вас уведомят на экране заранее, чтобы можно было отказаться.
Несмотря на скромный арсенал туристических объектов (шоппинг молы я не беру в расчет), Доха мне понравилась. Особенно, на контрасте с холодной московской зимой. Приятно начать свою поездку с Дохи. Всего 5 часов, и ты уже гуляешь по солнечной набережной Корниш. Прекрасный променад на 10 км. Обязательно надо задержаться в городе до позднего вечера, чтобы насладится подсветкой многоэтажных небоскребов деловой части города. Набережная Корниш начинается прямо у моего отеля Мариотт. С нее я и начал свое знакомство с городом. Когда солнце припекало, я делал остановки и прятался в тени парков и небольших сквериках, что в изобилии можно найти на набережной. Хотя, надо сказать, что было не сильно жарко и совсем не влажно, а после 15-00 солнце и вовсе «устало» и собралось завершить свой день.
Набережная, омываемая водами Персидского залива прекрасна в этот солнечный день, особенно, та её часть, что проходит в Деловой части Дохи. И хотя променад тянется дальше, унося мои ноги сквозь памятник Великой Жемчужине (это мой вольный перевод) в сторону Музея современного исламского искусства (кстати, бесплатный вход, оригинальный дизайн и прекрасная смотровая площадка), я принимаю решение спуститься под землю.
А там – торговый центр, парковка и переход в знаменитый центральный базар Дохи – Soug Waqif. Это не просто туристический аттракцион, здесь все по-настоящему. Местные жители превалируют в своей массе над бледнолицым туристическим потоком. Купить можно все! Даже стройматериалы. Отдельным «кричащим» пятном погибает в какофонии голосов настоящий Птичий рынок. Очень впечатляет!
На территории можно найти небольшие, уютные чайханы и кальянные, исключительно для местных, т.к. даже меню там нет. Но язык жестов никто не отменял! Эй, дядя, а налей-ка мне того же, что и у этой барышни в хиджабе!
Много интересных ресторанчиков и кафе расположены на небольших открытых площадках (площадях) Soug Waqif. Очень рекомендую там задержаться на пару часиков или прийти на ужин, когда жара спадет и найти свободный столик на улице будет весьма сложно. Меню и еда адаптирована под туристов, цены, понятное дело, тоже %)), но вкусно, хорошее обслуживание, чисто. Такая, восточная сказка.
Вышел к старинному форту. Но он оказался совершенно безликим. Сделал пару дежурных кадров. Усмотрел рядом шатер. Очень интересный рынок. Точнее, настоящая выставка фиников со всего Востока. Можно пробовать в неограниченном количестве. Также, как и конфеты, кофе, чай и воду. Общаться с поставщиками и производителями. Все прекрасно говорят на английском. Милые, открытые и интересные люди. Неожиданно! Открытие поездки, однозначно.
Подземный торговый центр Soug Waqif, как и все в Дохе, контрастирует с другими, расположенными буквально через дорогу «черкизовскими» рынкам, гордо именуемые торговые центры. На самом деле, это страшного вида здания, где напичканы коробки с различным ширпотребом, электроникой, дешевой одеждой, запчастями, едой, изделиями из метала, включая лавки с золотом и серебром, туристическими агентствами и еще огромным количеством ларьков совершенно одинакового товара и содержания. Классический «черкизон». Кстати, своей темной, гнетущей атмосферой эти рынки очень напомнили торговые ряды в Иерусалиме, в старом городе. Особенно выдающиеся среди них – это Al Jabor Center и Al Watan Center. В последнем можно обменять на «черном рынке» валюту, купить любую марку телефона (крайне дешево), любой девайс к телефону, починить (сломать) все, что угодно из телефонной продукции, в общем, местная «Горбушка».
Музей современного искусства Ислама понравился. Красиво, современно. Интересная, необычная архитектура и внутренний дизайн. Прекрасное солнечное патио, смотровая площадка и целый парк пальм. Приятно было погулять, отдохнуть от суеты города, посидеть на набережной, любуясь словно вырастающими из воды небоскребами Делового центра.
Обязательно посетите порт. Очень необычных и интересных кораблей, я таких не видел, особенно в таком количестве. Возят туристов, не понятно только, зачем столь впечатляющий морской флот для этого. Таким количеством лодок можно за раз вывести все население Дохи.
По соседству расположилась фабрика производства льда. Можно сделать вывод, что есть и рыболовецкие суда, однако, выбор улова на прилавках супермаркетов не велик. С мясом еще хуже.
Повсеместно висят портреты вождя. Эмир почитаем. Редкий магазин обходится без его изображения, портрета, надписи. Огромное количество сувенирной и прочей продукции пестрит профилем государственного и духовного лидера (фас, анфас), словно Мона Лиза следит за тобой своим взглядом, преследуя в каждом, даже самом захолустном квартале.
Эмир не согласовал мой визит к нему в гости. В итоге Дворцовый комплекс, и Grand Mosque осмотрены не были, хотя я и предпринял попытку прорваться через линию обороны. Был задержан доблестными военными. Отчитали, объяснили, что ходить, фотографировать, дышать и даже думать об этом на правой стороне дороги – т.е. со стороны Дворца – категорически запрещено.
Вон, напротив старинные конюшни и красивый Fslcon Souq – иди там фотографируй. Забавно, но именно эта часть Старого города мне понравилась больше всего. Здесь нет торговли, лишь старинные стены и коридоры узких каменных улиц и двориков, словно декорации безмолвно встречают тебя. Здесь нет суеты, практически не встретил я людей, только тех, что отдыхали в прохладе стен, на скамейках и диванах. Чудное место! Послеобеденный сон прошел великолепно.
Кстати, в медине старого города тоже есть немало закоулков, лабиринтов, каменных колодцев дворов и скрытых от глаз тенистых уголков, с лавочками, освещением и видеокамерами на каждом углу. Заблудиться там сложно, все-таки медина не такая большая, как, например в Синем городе, в Марокко, да и новоделом отдает на каждом шагу, но побродить рекомендую.
Вот, собственно и все, что я могу рассказать про Доху.
Мое резюме, что для специальной, т.е. отдельной поездки, Доха явно не представляет интереса. Много сложностей для туриста, да и достопримечательности не сопоставимы со стоимостью билета. А Катарские авиалинии всегда будут одной из моих любимых авиакомпаний, особенно, в бизнес-классе. Транзитная зона аэропорта Дохи позволит скоротать любое время, вместо того, чтобы тратить его на город. Видимо, такая была изначально задумка нефтяных шейхов…
Leave a Reply