– Я не смогу дойти
– Почему?
– Не смогу и все!
– И что же делать?
– Как что? Идти дальше!
Из разговора двух путешественников.
Начало путешествия по Альпам было отмечено в Баварии, на маршрутах в районе Цугшпитце и Альпшпитце. Рассказ о трекинге в Баварских Альпах.
После активного спорта на стальных фиа-феррата мы решили отдохнуть на озере Гарда, в Италии. Восстановиться и продолжить наше “горное” путешествие в сторону Монблана. Маршрут был выбран “Итальянский”, т.е. со стороны Италии. Причина выбора все та же, что и в предпочтениях “черных маршрутов” в Альпах – меньше народу, более дикие тропы, выше сложность.
Итак, в путь…
День 1. Сборы
До Курмайора доехали уже в темноте, хотя по автобанам гнали 130-140. Стоимость бензина аховая, почти 2 евро. На автоматических заправках не всегда можно залить сколь угодно бензина, ограничения от 100 евро. Сперва спишут с карты, потом вернут остаток, но хрен его знает сколько это “потом” ждать. Похожие ситуации были у меня в путешествии по Исландии. Там также автоматические заправочные станции сжирали “недозаправленный остаток” в 10-12 евро, которые потом еще 2 месяца возвращались на карту.
Чуток поторчали в пробке на окружной Милана. Дороги платные, не дешево. Последние 30 км пути сплошные тоннели. Сняли около 30 евро. Правда, туннель до Шамони стоит 44 евро в одну сторону :)) но это нам еще не скоро оплачивать. Кстати, раз уж про платные дороги зашла речь. Пытался избежать всех этих сборов, просчитать альтернативный маршрут. Оказалось, что можно сэкономить, дать крюка в 150-200 км :)) Понятно, что потратишься на время и на бензин, но тут уж каждый решает сам.
Вечер, поздний вечер. Машин нет. Редкие встречные и еще более редкие – попутные. Езда в кайф. Ближе к Монблану указатели дублируются на французском, а иногда и вовсе перестаешь понимать, где ты, неужели уже проскочил границу?
За 2 км до начала пешеходного маршрута остановились в кемпинге. Большая зеленая территория, удобная логистика постановки палаток и машин, общая зона для BBQ, бар, чилаут, гамаки, детская площадка – в общем, хорошее место. Есть хороший магазин, продается газ для горелок. Про кемпинги в Европе, в тех, которых останавливались, уже выложил статью в блог.
Сделал томатный суп, гуляш и под крепкий чай и разговоры неспешно отошли ко сну.
Проснулись от жуткого грохота. Сошла лавина. В темноте звук казался совсем близко. Десятки фонариков повыскакивали из своих палаток. Грохот не прекращался, а только нарастал, перекрывая и шум горной реки и звуки падающих в воду камней. Я стоял у машины и, ломая глаза, пытался разглядеть в кромешной тьме хотя бы примерное направление схода лавины. Нас с ней отделяла ночь и небольшой ельник, что я мог выцепить своим фонарем.
Лавина не дошла до лагеря, но о её силе будут напоминать маленькие песчинки, каменная труха, легкой пылью осаждаясь на палатках и машинах, словно вулканический пепел.
В последствие, на маршруте подобные сходы камней и сели буду чуть ли не каждый 20 минут. Мы к ним привыкнем, и даже когда заночуем по середине растаявшего ледника, не будем обращать внимание на громыхания камней под шелест сыпухи и снега.
День 2. Снова в строю
Утром быстро собрались, позавтракали и в любимое для выхода время (8 утра) выдвинулись на маршрут. Сперва доехали 2 км. до тупика, оставили нашу «ласточку» дожидаться на стихийной парковке, да и пошли неспешно в гору. Удивлен, что разрешена парковка. Вдоль всей горной речки, вплоть до шлагбаума, ограничивающего движение дальше до Rifugio Combal, разрешена парковка автомобилей. Иной раз, вереница машин растягивается на 200-300 метров, не меньше.
Сперва, как это и полагается на всех «нижних» маршрутах, дорога была асфальтирована, а подъем был комфортным. Вокруг было солнечно-зелено, журчали ручьи, летали бабочки, щебетали птички. На этом этапе пути нас постоянно обгоняли толпы трекеров в шортах, гуляющих налегке по коротким маршрутам, велосипедисты и даже бабушки, дедушки, занимающиеся скандинавской ходьбой. Мы же, нагруженные 25-кг рюкзаками с альпинистским железом, бухтой веревки и личными вещами развивали скорость…не, ничего мы не развивали )
После шлагбаума обнаружил несколько прекрасных площадок под палатки. Рядом с водой, ровные, чистые. Судя по следам, их использовали ранее. Родилась идея, что можно на последнем автобусе приезжать поздно вечером к шлагбауму (остановка в 600 метрах), подниматься как можно ближе к приюту Combal, ставить палатку, а утром выходить в горы.
Вскоре подошли к приюту Combal. Многие делают тут остановку в первый день пути к Монблану. Мы немного отдохнули в приюте и двинулись дальше, распугивая горных коз, полевых мышей и других туристов размерами своих рюкзаков. Повсюду висят предупреждающие таблички, запрещающие ставить палатку выше 2500 м. Позже, когда я беседовал с директором приюта Гонелла, намекая ему на то, что хотелось бы в районе 4200 м. закрепиться в палатке в качестве базы, я получил ответ, похожий на мнение МЧСника в Баварских Альпах, мол, у вас же критическая ситуация, вы же не планировали подобной авантюры заранее…
После приюта Combal начинается подъем через перелесок на пыльный хребет морены ледника. На этом все живое, типа травы, деревьев и солнечного света заканчивается, обрывается. Точнее, солнечный свет остается, но в виде паяльной лампы на раскаленной сковородке ледника, а не дружественных зайчиков на воздушной паутинке средь листочков ежевики.
По гребню идем довольно бодро. Иногда притормаживая на откровенно узких местах. Гребень крепкий, то там, то здесь бегают горные козлы, удивленным взглядом провожают тебя, продолжают выискивать кусочки редкого мха среди камней.
Дальше начались мучения. Ледник протаял настолько, что и снега то не видно. Только где-то внизу, под тонной наваленных хаотично камней, журчат ручьи, да слышны обвалы камней по ледяным склонам воронок, встречающихся на каждом шагу. Грязный лед, вмерзшие камни.
По больши плоским глыбам, отшлифованным в ледовой молотильне глейсера, прыгать удобно и даже забавно. Но когда сходишь на сыпуху и уж тем более просто на свалку камней, различного диаметра, то проклинаешь все на свете.
Иногда встречаются маркеры и пирамидки из камней, иногда торчат белые вешки. Все очень хаотично, понимаешь, что знаки были поставлены в разное время, разными людьми. Маршрута как такового нет. Мы двигались сперва по центру ледника, до ночевки, потом ушли левее на снежник. Там, конечно, ближе к нависающим боковым ледникам, да и трещин там хватает, но уж лучше по снегу, чем скакать по эти ужасным камням, то поднимаясь, то опускаясь, потому что каменные завала в центре ледника образованы его сходом, т.е. волной.
Кроме того, по центру иногда попадаются реальные провалы льда и камней. Серые пасти торчат в разломах, источая холод и какое-то эхо от шагов. Мерзкое ощущение. Преодоление таких вздыбленных сераков (или как их еще назвать?) очень неприятное занятие.
К полудню прошли 500 м. по вертикали. Подъем сложный. Ледник без снега, но с ледовыми трещинами и обрывами, камни, валуны, сыпуха. Монотонность подъема съела много сил. Перекусили сублиматами, попили чаю, скушали энергетический батончик.
Воспрянув духом, поперли дальше. Из нас отлично получились бы мультяшные персонажи, типа улиток-туристов ) идём себе, прыгаем с кочки на камушек, переваливаемся, переползаем. К обеду прошли еще 300 метров вверх. Вокруг одни ледники. Ущелье не сильно дружелюбное, хотя высота всего 2400 м. А дойти нам надо до 3100 м.
Время было около 15-00. Посовещавшись, решили не торопить события, а отдохнуть и выспаться в палатке на лоне природы, среди страшных, нависающих снежно-ледовых карнизов, черной морены ледника, постоянных камнепадов, словом – лучшее место на Земле. Зря что ли тащили палатку!
Хорошо, что ледники таят и проблем с водой тут нет. Накипятили, поели, да и легли спать. Однако, через пару часов были разбужены голосами и шагами. Группа хорватских альпинистов шла по тропе. Тихо идти по таким камням сложно даже пушинке, а уж трем альпинистам с тяжелыми рюкзаками и снаряжением…словом, их приближение я услышал сильно заранее.
Оказалось, что они заблудились, потому так поздно вышли на тропу. Убедив их, что лазить по темноте по отвесным скалам и виа-ферратам, что притаились на последнем этапе марш-броска до приюта Гонелла, абсолютно незачем, мы помогли им с местом под палатку, угостили горячим чаем, словом – проявили гостеприимство и заботу о путниках.
Вечер провели в разговорах, планах на завтрашний день. Хорваты собирались также как и мы переночевать на 4200 и разбить маршрут от приюта Гонелла до вершины Монблана на два этапа. Сверили карты, gps координаты, обсудили плюсы и минусы. Решили, что завтра посмотрим по погоде и решим в приюте, что и как.
Засыпали долго, слишком много сомнений в голове. Аномальная жара, растаявший ледник, длинный маршрут.
День 3. Дорога до приюта Гонелла
Утро было серым, прохладным. Это хорошо, это нам на руку. Пока ледник холодный, идти по нему проще и быстрее.
Ледник. Его длинное, сыпучее, серое, холодное, мертвое тело, словно хвост дракона, тянулось бесконечно долго. Испещренное смертельно -опасными трещинами, падающими камнями, лабиринтами льда и осыпей, бесконечное…бесконечное…бесконечное!
Язык ледника прошли с трудом через час после выхода из палатки. Любимые 8 утра. Поздновато, учитывая, что встали в 6-00. Тяжело сегодня раскачивались. Последние метры перед каменным взлетом мы практически пробежали, так тошно было от морены ледника. Два дня нас водила, и конечно же, не прямым маршрутом – поднявшись выше, увидели, сколько кругов нарезали. Горы любят плутать и испытывать гостей.
В самом конце, на снежнике виднеется тропинка (направление) на правый хребет. Собственно, по направлению к хижине Гонелла. Ошибиться сложно, главное – аккуратно сойти с ледника на скальник – и можно немного выдохнуть, ледника до Гонеллы уже не будет. Правда, будет небольшой снежник, который тоже, в виду его резкого взлета пришлось проходить в кошках, но там пару метров, не больше. С него аккуратно соскакивать на продолжение скальника, т.к. снизу большие пещеры и протаивает сильно.
Навстречу уже спускались группы. Все успешно взошли на Монблан. Останавливались, рассказывали, все без исключения жаловались на экстремально высокую температуру на леднике. Рыхлый снег, и опасный траверс по тонкому хребту в районе Piton des Italiens.
Дальше все по описанию. Кошки не доставали, но систему с самостраховкой повесили. Пошел набор высоты. Сперва простыми тропами, потом вертикальными (и не очень) виа-ферратами. Итальянцы предпочитают виа-ферраты из канатов, вместо стальных немецких тросов. Канаты толстые, карабин не продеть, но почти везде пробиты анкерные точки, можно делать станции и страховаться.
Вес рюкзаков у нас 20+, с такими тут не ходят. Встретили пару мужиков в «семейниках», в руках ледоруб, за спиной фляга. Сгоревшие со всех сторон, но бегут…
Мы тоже «бежим». Что ни площадка, то отдых. Пьем воду, чтобы уменьшить вес поклажи.
Когда, вроде, уже и приют Гонелла сверкнул вблизи своим концептуальным, современным зданием, и вертолетная площадка замаячила…мы опять уперлись в ледник, градусов 70, не меньше. На узком пятачке ввязавшись в старый ржавый крюк, снимаем рюкзаки, достаём кошки. А ведь пройти всего метров 30 по высоте, но снег такой горячий, словно манная каша. Как вспоминаю его, сразу комок у горлу.
Прошли и этот участок. Переход с ледника на скальник по небольшому карнизу. Хотел сфоткать, но пока доставал телефон, слегка ослабил правую ногу и соскользнул вниз. Зарубился палками, телефон не выпустил, но экран слегка пострадал. В общем, решил, что пока нет экшн-камеры на шлеме, лучше не выпендриваться.
На обратном пути, именно на этом же самом месте, в расщелину упал мой любимый ледоруб :)) Было довольно узкое место, сперва пытался подцепить его карабином на веревке, потом схватить ручкой от трекинговой палки (набросить как лассо), ничего не выходило. Пришлось отправлять гонца! Гуля смело вызывалась добровольцем. Страховали местной веревкой и на всякий случай еще своей, хороший кусок льда как раз подошел для ледобура.
Потом опять занудный подъем, с чередой виа-феррат. Устал убирать и доставать палки. Солнце так припекает, что прижимаюсь щекой к холодной каменной стене, пока жду очереди на каждый пролет канатов.
Всего 6 часов, и 600 метров преодолены. Плохой результат, видимо, сказывается усталость от Баварских Альп. Вес рюкзаков решительно сбрасываем в приюте. Тут хорошо. Так хорошо, как в 5 звездах. Лучший приют, что я видел.
Из записей дорожных дневников: немного сухо написал, сорри. Усталость. Пойдем смоем пыль дорог, скоро обед, потом ужин, немного поспать и…в 6 утра стартуем по леднику вверх до Piton des Italiens и попробуем закрепиться там лагерем на 4200 м.
Ночевка в дормах приюта на двоих + ужин обошлись в 100 евро. Карточки не принимают. Подробно о приюте написал в статье Кемпинги Европы.
А наши хорватские друзья в ночь вышли на 4200 м. Некоторое время наблюдали их с веранды приюта в бинокль, но потом и солнце и они скрылись из виду. А мы наконец-то пошли спать. Какой же кайф! Кровати, тепло :))
День 4. Вершина Piton des Italiens
Шли долго, но с хорошей скоростью. Три вертикальных взлета, по сто метров каждый: ледяных, снежных, сложных метров. Врубались кошками, орудовали ледорубами, страховались, зарубались, работали так, только лед летел ) Много открытых ледников, серьезные трещины, тонкие мостики, очень тонкие, на прохождение некоторых уходило по несколько минут. Но мы «распутали» этот ледяной лабиринт.
Мы прошли чуть больше 1200 м. по снежно-ледниковой вертикали. Успешно. Довольно хорошим темпом. Мы спустились с этих 1200 м. по вертикали. Также успешно, и по времени тоже. Это было прекрасное, интересное, увлекательное и сложное путешествие. Мы получили хороший опыт, мы потренировались ходить в связках, отработали задержание, работу с веревками и ледовым инструментом. На самом деле – все удалось сполна. В какой-то момент я даже начал сомневаться, что цель поездки был Монблан, уж слишком много приключений у нас сложилось.
Самое сложное в альпинизме – отказаться от вершины. У меня бывало. Погода не пускала, болезнь разворачивала. Но отказаться от вершины ради другого человека, это у меня впервые.
Что есть страх?
Что для вас страх?
Где заканчивается или начинается та самая граница, через которую нельзя, невозможно перейти?
У каждого человека – свой Рубикон, даже великие отступали. Иногда, страх приходит неожиданно, исподтишка. Липкий, противный, стыдливый. Пытаешься прогнать- не выходит, не получается. Страх – полезная вещь, он позволяет останавливаться. Страх и трусость – это две разные вещи. Свой страх я давно задушил и научился контролировать, а вот с чужими страхами сложнее, особенно, когда сам владелец этих страхов не знает, как их избежать.
Так что для вас страх? Гром и молния на 5000 м.? Надвигающаяся лавина или камнепад, проносящийся в сотнях метрах от вас? Тонкая, словно тростинка дорожка из камней над километровым обрывом? А слабо прыгнуть через метровую ледяную расщелину, зная, что внизу бездонная мертвая пещера? Снег не держит, лед тает, страх прилипает. Слабо? Я прыгнул с четвертого подхода…Я смог, но я был не один.
Мы почти поднялись. Почти. В какой-то момент страх настолько пересилил все «хотелки», что наступил ступор. Мышцы становятся деревянными, приходит жуткая слабость. И все…Два рюкзака я еще могу понести, помочь, подстраховать, но перенести человека через ледник, да еще и в гору – это выше моих сил, да и смысл? Чтобы в какой-нибудь опасной ситуации испуганный человек не смог пошевелить даже ресницами?
***
Спустились до приюта за 3 часа. Ледник уже успел изменить форму. Пара снежных мостиков настолько протаяли, что пришлось искать новые проходы. На небе скапливались тучи. По прогнозу обещали дождь. Точнее шторм. Посмотрим, должно быть красиво. А завтра-ранний выход и длинный спуск вниз в Курмайор.
День 5. Дорога домой
Несколько успокоившись, что я не попал на Монблан не по своей вине, написал пару технических деталей, рекомендаций для читателей:
- до Гонеллы лучше всего идти в 2 этапа, если позволяет время – сэкономите силы. На середине ледника есть несколько огромных камней – прекрасные площадки под палатку;
- аналогично можно поставить палатку в районе Piton des Italiens, также есть ровные площадки под 2-3 палатки. Место там жутковатое, потому смотреть надо по погоде;
- если идете без палатки, без спальника, налегке, то выходите на маршрут до Гонеллы максимально рано утром (в 5 утра самое оно);
- вода на маршруте есть в избытке;
- дорога из приюта на Монблан и обратно занимает около 18 часов, старт в 1 ночи;
- при необходимости, можно спокойно заночевать в хижине Вало на французской стороне, никто не прогонит. Но там без спальника и каремата труба – металл и холодно.
- можно еще более оптимизировать маршрут и после Piton des Italiens спуститься к приюту Вало. Если не успели забронировать хижину Вало на французском маршруте, просто позвоните им, объясните ситуацию, место найдется – этот лайфхак нам сообщил горный гид, итальянец, которого мы встретили с группой на маршруте.
- По леднику от Гонеллы идите только в связках. Обязательно иметь в распоряжении жумары, ледобуры и спусковое устройство. Про ледоруб и кошки промолчу и так понятно, что нужнее нужного;
- не забывайте крем от солнца!
Вышли на спуск в 6 утра. До ледника дошли бодро, через час. Спустились на снег и пошли себе неспешно в сторону зелени, тепла, пива и вкусной еды. Хотя, нет, сперва очень хотелось в душ 🙂
После того, как снежник окончился, вынуждены были перейти на камни в центр ледника, начались мучения. Да еще и солнце начало припекать. К 12-00 преодолели все каменные бастионы и спустились к приюту Combal. Останавливались отдохнуть раза 4-5. Не обедали, перебивались цампой и энергетическими батончиками. Пачка орехов и сухофруктов пришлась как никогда кстати. А я все думал, зачем эту тяжесть перли?
После Combal усталость навалилась на ноги. Горные ботинки в жаре и по асфальту совершенно не помогали уставшим ногам. Последний час до шлагбаума и машины реально еле шел. Времени было много, никто уже никуда не торопился, но так хотелось уже сбросить с себя все это снаряжение, что останавливаться на привал мотивации не было.
В 13-00 были у машины. В 14-00 уже гуляли под палящим солнцем Курмайора. Не просто гуляли – парили! Пили вкусный аппероль, пиво, ели дыню и пиццу. Отметили возвращение полноценно.
ТЭГИ: Монблан, Курмайор, Шамони, Франция, Италия, горы, трекинг, треккинг, горняшка, поход в горы, альпинизм, Европа, проект, Ты сможешь
Leave a Reply