Есть такое понятие – города-побратимы. Никогда не понимал критерии оценки этой “побратимости”, однако, для следующего рассказа термин очень даже подходит.
Итак, на границе Российской Федерации и Азербайджана есть высокогорный аул Куруш. Считается самой южной точкой на карте России. О том, как туда попасть я рассказывал на страницах блога в статье Базардюзю, Дагестан, октябрь 2018.
Одновременно, на границе Азербайджана и Российской Федерации есть высокогорный аул Хыналыг (на разных картах топонимика меняется, но это не важно). Хыналыг не менее древнее поселение, чем Куруш, тоже высокогорное 2200 м., а может и больше (плюс-минус).
Знаменито своим языком, своеобразными обычаями и традициями. В наши дни в Хыналыге проживает около трех тысяч жителей (не считал, но верю Википедии). В Куруше же меньше 800 человек. В Хыналыг из районого центра Губы ведёт асфальтированная дорога. Здесь находится погранзастава и один из входов в Шахдагский национальный парк.
Дорога, которая ведет в Куруш, относится к той категории дорог, которую принятно называть “любой ценой, но на вертолете”. Я понимаю, что регион малозаселен, что это крайняя точка, давно забытая деревня, никому не нужная, что здесь военные объекты и чем хуже дорога, тем меньше желающих…Я все это понимаю, но лично мне очень стыдно за нашу власть и руководство страны. И очень странно, почему в бывшей союзной республике дороги лучше, чем в “материнской” стране.
Разделяет эти города-побратимы Главный Кавказский хребет.
Чтобы попасть в Куруш, помимо транспортных заморочек, существуют еще бюрократические формальности со стороны военных, пограничников и ФСБ. Территории приграничные, кругом шпионы, нужно разрешение. Получить его не сложно. Процесс получения такого разрешения также был описан мною в статье Получение индивидуального пропуска для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничные зоны Республики Дагестан.
Чтобы попасть в Хыналыг никакого разрешения не требуется, но чтобы продолжить путешествовать дальше, например, подняться на Базардюзю необходимо собрать такое количество документов, что проще уломать на благословение Папу Римского и пойти с какой-нибудь великой миссией по горным тропам Кавказа с обязательным восхождением на вершину. Как оказалось, азербайджанцы приезжают в Россию, в Куруш, чтобы взойти на вершину Базардюзю, потому как организовать аналогичный поход в их родной стране невероятно сложно. Я был удивлен и решил разузнать об этом подробнее, и вот что из этого вышло.
***
Добраться до ворот границы с Азербайджаном проще всего из Дербента. На Северном автовокзале можно найти маршрутку, которая за 30-40 минут и 150 рублей довезёт вас до поселка Яраг-Казмаляр, а точнее ровно до металлических ворот – входа в приграничную территорию. Ни указателя, ни вывески. Снаружи похоже на какую-то военную часть или гараж.
Пройти пешком границу нельзя. Такой же бредовый бред, как и на границе с Осетией. Только транспортном. В случае с Осетией и переходом в Грузию пришлось ловить фуры и проходить автостопом, но здесь предприимчивые дагестанцы организовали “трансфер”. 250 рублей на машине или 150 рублей на Газели, но ждать наполнения последней можно часа два. Выбираем более дорогой способ, экономя не деньги, а время.
Сама процедура стандарта, вопросы пограничников также в рамках обычной проверки. Довольно все быстро, без проволочек. Переезжаем мост и попадаем к воротам в Азербайджан. На этом моменте уже можно проходить границу пешком. Бывшая союзная республика не заморачивается на этот счет, хоть ползком. Водитель на территорию Азербайджана не проезжает.
Длинный пыльный коридор приведет путешественника к окну пограничника, потом таможня просканирует твой багаж и отпустит в хищные лапы таксистов.
На границе есть обменный пункт. Курс прекрасный, что нельзя сказать о стоимости такси, т.к. автобус тут не ходит, да и вообще, с общественным транспортом в том регионе нет никакого порядка и ясности, за исключением движения между крупными городами. Стоимость такси от границы до ближайшего крупного города = 20 манат, это почти 800-1000 рублей по курсу на октябрь 2018. Понятное дело, что это за целую машину, т.е. на 4-х всего по 5 манат выходит, но это ж нужно ждать, пока машина наберется, заполнится, кроме того, у меня с собой рюкзак 85 литров, куда его девать, если еще 3 челнока везут с собой по две-три “челносумки” %))
Иду по пыльной дороге, отпугивая таксистов фразой “автостоп, денег нет”. Через каких-то 100 метров подбегает один: типа, работать заканчиваю, еду домой, за 4 маната готов подбросить до села Кусары. Цена мне нравится, но вот Кусары не вписываются в мой план, говорю, до Губы надо. Обещает посадить на автобус Кусары-Губа за 0,5 манат. Соглашаюсь, едем.
Дороги – прекрасные, за исключением первых 3-4 км. приграничной территории. Там грунтовка и полный развал. Такое впечатление, что еще при СССР строили и теперь принципиально не переделывают, не ремонтируют. Но только этот участок, дальше – автобан. Потому долетели до Кусаров за час, не больше. Прямо на автостанцию привез и тут же автобус меня подхватил и повез до Губы – местный райцентр в тех краях. Через полчаса был в Губе.
Город большой, но делать там совершенно нечего. Используется как транзитный, перевалочный пункт между границей, Баку, и Хыналыгом, куда мне соответственно и надо. Потолкался на базаре, перекусил местного фаст-фуда, купил свежих лепешек в поход. На выходе с базара стоят таксисты. Сторговался за 15 манат. Погрузились в Ниву, поехали. По дороге заправились газом, купили каких-то продуктов. Водитель объясняет, что это в деревню, попросили. На обратном пути, тоже грузили полную машину: пустые баллоны для заправки газом, баранов для продажи. Так и мотаются водители каждый день.
Дорога серпантином вьется среди гор, вдоль ущелья и русла реки. Сквозь плотный ковер осенних листьев сперва виднеются лишь очертания каменных великанов, но вскоре, на смену буку и каштану приходит сухая трава и голые скалы, искрящиеся от редких водопадов и горных ручьев.
Поднимаемся выше и выше. Ощущается прохлада. Я бы и рад закрыть окно, но на старой Ниве это не так просто, да и такие виды с перевала открываются, что дух захватывает. Впрочем, водитель выжимает из движка все, что можно, поэтому дух захватывает где-то в области пяток.
Водитель врубает музыку и добавляет “драйва” %)) Главное в Ниве – это хорошая, мощная аккустика, заглушающая все “ненужные” звуки подвески и пластика.
Внизу мелкими бусинками разбросаны отары овец. Их столько много, что на скорости кажется будто это ковер из серого мха или какого-то невиданного горного песчаника.
Над «ковром» огромными тенями проплывают орлы. Воображение рисует картинки из документальных фильмов, ты живо представляешь себе, как страшные когти впиваются в спину бедной овечки, поднимают еще бьющееся в агонии тело в воздух, и только крик громадной птицы раздается эхом в скрытом туманом ущелье. Но нет…Всё мирно спокойно и даже пастушьи собаки не реагируют на пикирующих птиц.
Когда-то давно здесь существовало древнее государство – Кавказская Албания, а сейчас – только небольшой поселок Хыналыг, около 3000 человек, но это не азербайджанцы. Даже внешне не сильно похожи, и язык собственный, уникальный (77 букв и большая часть – согласные).
Люди очень опрятные, отзывчивые, образованные. Приятно и поговорить и понаблюдать. Настоящие, деревенские. Совсем не дикие, а наоборот, любопытные и общительные.
Поселок добротный, можно сказать, не маленький. Есть мобильная и сотовая связь, дороги асфальтированы, имеется несколько продуктовых магазинов. На территории поселка расположена школа-интернат. Преподают даже английский язык. Русского в программе нет. Учатся все охотно. Это единственная школа в округе (до города Губа 57 км.) и с окрестных сел отдают детей сюда, в интернат на целую рабочую неделю. Зимой, когда дороги становятся закрыты завалами снега, дети зимуют в интернате на полном пансионе.
Поселок ориентирован на иностранцев. Есть несколько небольших хостелов, ну и местное население с радушием приглашает пожить к себе в гости. Местная шпана во всю шпарит на английском.
Поселок не бедный. Живут, в основном скотоводством, немного выращивают овощей. Главная достопримечательность – природа. Очень красивые места. Тут бы гулять, да гулять. Но нет! Когда народное достояние попадает в лапы вояк, все тут же накрывается грифом секретности. Так и в случае с поселком Хыналыг. Чтобы лишние носы не проникали в секреты военных, свои базы они скрыли в Природном заповеднике, вход в который охраняется, в все тропы патрулируются.
Я не понаслышке это знаю, т.к. гуляя в горах был задержан военным патрулем и сопровожден к руководству, где мне зачитали мои права ;)) шучу ;)) показали полный список бумаг для пропуска и даже дали посмотреть досье какой-то группы из 15 человек, что организованным туром проходили тут пару месяцев назад.
Отпускать меня не хотели, не вызывал доверия 😉 Но это сперва. Потом я угостил пограничников “вкусняшками”, которые теперь всегда беру с собой в горные походы и на восхождения. Рецепт придумала и реализовала в великолепном кулинарном исполнении моя боевая подруга – Гульшат. С ней мы прошли много троп, поднялись на многие вершины и наш тандем в проекте “Ты сможешь!” продолжает свою экспедиционную деятельность. Словом, этому человеку я запросто доверю собственную жизнь, а потому нисколько не сомневался в качественном приготовлении “вкусняшки”. Погранцам тоже понравилось :))) Орехи, курага, изюм, чернослив – все в блэндер и полученной массе придать любые формы, хоть зайчиков слепить можно.
Для поддержания задушевных разговоров за жизнь, пришлось ставить палатку прям рядом с заставой ;)) Зато ночевал под бдительным прицелом пулеметчика и двух овчарок ;))
Утром пошел покупать баранов. Нужна была взятка погранцам…и поехал обратно в Дагестан. Такси до Губы обошлось на этот раз в 20 манат, такси от Губы до границы в 15 манат, а такси от границы до Махачкалы 800 рублей. Выехав в 8 утра из Хыналыга в 13-45 был в Махачкале.
ТЭГИ: Дагестан, Азербайджан, граница, переход границы, таможня, как пройти границу, Махачкала, Дербент, автовокзал, Губа, Хыналыг, Куруш, Базардюзю
Leave a Reply