Дагестан в переводе означает “страна гор”. Восточная сторона Главного кавказского хребта интересна 3-мя вершинами: Шалбуздаг (4149 м), Базардюзю (4466 м) и Ярыдаг (4100 м). Написание названий вершин в различных источниках, описаниях, на картах встречаются самые разнообразные, но общая топонимика все же сохраняется.
“Высокая голова”, «Гора ужаса», «Рыночная площадь» – каких только названий Базардюзю не встретишь в литературе. Лично мне, версия ориентира “поворота к рынку”, учитывая восточный колорит региона, нравится больше всего.
В древности, в этом месте в высокогорной долине Шахнабады, что восточнее этой вершины, проходили ежегодные большие многонациональные ярмарки. На них собирались торговцы и покупатели со всего Кавказа, Ближнего и Среднего Востока. На ярмарках продавался скот, лошади, изделия ремесленников, чеканщиков и резчиков по металлу и дереву, изготовителей дамасского оружия, товары и сельскохозяйственная продукция.
Гора Базардюзю возвышается над другими вершинами и приметна издали. На пути к ярмаркам перед караванщиками вставала ледовая стена Базардюзю, и они знали, что уже недалеко, за нетрудным травянистым перевалом, рыночная площадь.
Первое документально зафиксированное восхождение произошло зимой 1873 г.: русские топографы во главе с Александровым (мой тезка, кстати :))) совершили его для установки триангуляционной вышки.
Мне было интересно побывать в этом малопосещаемом, труднодоступном и не популярном регионе, изучить трекинговые маршруты в районе горы Базардюзю, разведать местность, и совершить восхождение на вершину.
Описаний этого горного региона, равно как и подробных маршрутов восхождения на Базардюзю в интернете очень мало. Скудные сведения “100-летней давности”, обрывки комментариев на форумах, фотографии классической “хребтовки” – вот и все, что дополняло мой горный рюкзак, не сильно отягощенный экипировкой и снаряжением. Авантюризм или полноценная исследовательская экспедиция? Всего понемногу!
Итак, ранним октябрьским утром, я прилетел в аэропорт города Махачкалы. Такси до города стоит всего 350 р. и прекрасно вызывается через Яндекс-такси. Отличный способ сэкономить время на торговлю с местной “таксистской” мафией, да и деньги тоже. Если вы не планируете проводить время в Махачкале по прилеты, и ваше сердце рвется в горы, то за 250 р. вы можете доехать до г. Каспийска, где находится Пограничное управление ФСБ России по Республике Дагестан и забрать пропуск – разрешение на посещение приграничных территорий. Да, к сожалению, просто так попасть в этот регион не получится, необходимо получить разрешение. Как это сделать быстро и без нервов я рассказал в отдельной статье “Получение индивидуального пропуска для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничные зоны Республики Дагестан“.
Такси можно отпустить или же не отпускать, т.к. забрать пропуск не займет времени больше 2 минут, особенно, если по пути позвонить и предупредить о своем визите. Можно прогуляться по Каспийску, зайти в православный храм, прогуляться по набережной и тихому центру провинциального городка. Мне понравилось.
Мой “нелепый вид” в горных ботинках с рюкзаком на плечах и торчащим ледорубом вызывал удивление не только у редких прохожих, но и привлекал внимание всех патрульных, проходящих в зоне видимости. 4 раза останавливали, проверяли документы, расспрашивали о целях визита, а узнав – радовались, желали удачи, добавлялись в друзья в инстаграм и соцсети :))
Итак, разрешение получили, теперь нужно забрать газовые баллоны для вашей горелки, которые заранее заказаны и ожидают получения на кассе магазина Спортмастер (ул. Гамидова, 61), что находится на одной из центральных улиц Махачкалы. Где купить газ для горелки в Махачкале? Кстати, там же есть прекрасный продуктовый супермаркет, крупный торговый центр, магазины сотовых операторов, словом – все, что нужно для похода в горы можно найти там (за исключением специализированных магазином снаряжения).
По стране лучше всего покрытие у МТС, но в Куруше и даже на стенке Ярыдага ловит Билайн. Лучше всего обзавестись сим-картами нескольких операторов. Я купил все в торговом центре, где Спортмастер, оформление контрактов заняло 10 минут. После чего, снова Яндекс-такси и за 150 р. можно доехать до Южной Автостанции, где сесть на маршрутку до Дербента (250 р.) или же поселка Усухчай (400 р.) – наиболее близкой точки к самому высокогорному селению России – аулу Верхний Куруш (2465 м. над уровнем моря).
Если же вы не один, у вас компания, то проще и дешевле заказать трансфер сразу из аэропорта до Куруша (маршрутка “Газель” будет стоить 8000 р., можно раскинуть на 8-10 человек). А помочь в организации и решении логистических и организационных вопросов горной экспедиции может руководитель Федерации альпинизма Дагестана – Леонов Петр Георгиевич Его контакты: leonov650328@mail.ru, телефон +7-928-293-34-22 или +7-965-485-81-99. Познакомился с ним лично. Очень интересный собеседник, профессионал своего дела, душевный человек. Всячески рекомендую. Вообще, на базе местной Федерации проводятся различные мероприятия: от альпсборов и индивидуальных занятий, до соревнований и “развлекательных” программ, например, празднование Нового 2019 года.
Если же вам (как и мне) предпочтительных сольные походы и восхождения и экспедиция на Базардюзю не исключение, то от Дербента можно добраться до Куруша на такси за 5000 р., а из Усухчая за 3000 р. На всякий случай даю телефон водителя в Усухчае +7-963-427-75-13 (Артур). Есть более бюджетный вариант: от Усухчая в обед (очень растяжимое понятие, т.к. четкого расписания нет, где-то с 12-00 и до…15-00, так как-то) в Куруш ходит маршрутка (400 р. с человека). Но чтобы успеть на эту маршрутку нужно или ночевать в Усухчае или Ахты, или же в Дербенте и выезжать с Северного автовокзала Дербента рано-рано утром. Расписания на всех автовокзалах, будь то Махачкала или Ахты – ОТСУТСТВУЕТ! Маршрутки выходят по мере заполнения БИТКОМ! У меня был опыт ожидания 2 часа маршрутки до границы с Азербайджаном. Об этом случае и о горном селении Хыналыг даже написал отдельную статью.
По транспорту и логистике вроде все. Дорога на Куруш от Усухчая убита наглухо. 25 км. адской горной дороги, серпантина, там даже грейдер не проходил. В общем, то еще удовольствие. Но если пользоваться услугами такси, то за один день, по прилету в Махачкалу можно решить все вопросы с пропуском, газом, продуктами и до вечера добраться в Куруш. Разместиться лучше или в палатке на Курушских стоянках или же в домике – приюте от Федерации альпинизма Дагестана. Телефон горного приюта +7-960-415-34-46. Есть wi-fi, газ, еда, условия для готовки и отдыха. На карте mapsme стоянки отмечены. Такси довозит до дверей, маршрутка остановится на центральной площади аула Куруш, откуда необходимо спуститься вниз к реке Усухчай.
Проживание в домике 300 р. сутки
Поставить свою палатку на территории 100 р. в сутки, но можно бесплатно чуть дальше (правда, не всегда добивает wi-fi).
Итак, прилетев в Махачкалу в 12-10 я был на Курушских стоянках в 21-00. Успел еще пообедать в ресторанчике в Каспийске, все купить, погулять и даже попить чай с владельцем газовой заправки в селе Усухчай, пока решали вопрос с моим трансфером. По цене получилось: такси аэропорт – Каспийск 250 р., такси Каспийск-Спортмастер 280 р., такси Спортмастер – Южный автовокзал 150 р., маршрутка до Усухчай 400 р., такси Усухчай-Курушские стоянки 3000 р.
Кстати, обратный путь я проделал еще быстрее, но чуть дороже. От Курушских стоянок до Дербента на такси 5000 р., и яндекс-такси от Дербента до аэропорта Махачкалы 1650 р. Удобно вызывать такси к Южному автовокзалу Дербента, а не к Северному, т.к. Южный прямо на трассе, а Северный в городе. По времени: обычно маршрутки и такси летают исключительно по встречной полосе и на красный, поэтому дорога от Дербента до аэропорта занимает максимум 1,5 часа, можно и за час уложиться легко. До города 2 часа, в крайнем случае 2,5, т.к. водитель и пассажиры любят остановиться в какой-нибудь чайхоне на трассе, покурить, перекусить, размять ноги. Дорога от Усухчая до Куруша занимает 1 час экстремальной езды на Ниве или Газели, если это будет Жигули с низкой посадкой, то 1,5 часа. Так получилось, что в эту поездку я еще сгонял в Азербайджан, поэтому покатался от границы до Махачкалы не один раз, было с чем сравнить.
Ну, что-то я увлекся детализацией, пора бы и в горы…
Маршрут начинается от Курушских стоянок. Нужно пройти по наезженной дороге в обратную от приюта сторону (приют по правую руку от вас) метров 200 до небольшого перекрестка, дорога разветвляется влево и уводит вас в сторону реки Усухчай (на некоторых картах название Чехычай). По следам шин понять не сложно, да и по шуму воды тоже. Я шел в тумане, нашел спокойно.
Дальше нужно пересечь реку вброд. Не глубоко, вода, как и положено, холодная, течение – сильное. Всего два перехода. На этом фото видно. Переход у скалы и далее от точки съемки. Фото сделано после перехода, т.е. это “взгляд назад”.
Фактически, движение такое:
Дальше направление еще более понятное. Вдоль реки Вахчагчай, по ущелью, вдалеке которого уже виднеется гора Базадюзю. Если же вам также “повезло” с погодой, как и мне, то вид будет примерно такой.
Вид на поселок Куруш, если обернуться назад.
Характерной “меткой” на маршруте является натянутый провод. Если эту “арку” прошли, то направление верное. Вид на Куруш и провод.
Правда, вскоре, туман все же ушел.
Дальше можно идти двумя маршрутами. Зависит от желания и уровня воды на реке. Можно идти низом, вдоль русла, перепрыгивая с одно стороны на другую, т.к. условная тропа петляет и берега бывают размыты вплоть до отвесных стен ущелья. Или же пойти траверсом по левому травянистому склону. На фото ниже видны направления подъема.
Переход с травянистого склона на другую сторону реки легко увидеть. Ориентиром служит “белая коробка” и торчащая металлическая опора (ржавая, но очень похожа на канатку).
Дальше все время двигаемся вдоль ущелья, но уже по правой стороне.
Можно уйти выше на холм и пойти по вершине травянистого склона.
Где, кстати, множество прекрасных полянок под палатки.
А можно пойти траверсом по осыпному склону, ближе к воде.
Прошел оба маршрута. Тропинок там много, вариантов тоже. Коровы ходят массово, по их “меткам” спокойно можно ориентироваться. Уж, если коровы прошли, то альпинисты и тем более :)) В любом случае, тропа рано или поздно приведет вас к небольшой площадке на морене ледника, тропа спуститься вниз.
Если погода благоволит, то места там очень красивые, виды открываются завораживающие.
Ущелье почти всегда с сыпучими обрывами, иногда, довольно крутыми. Осыпь земляная, крупных камней мало, держит плохо.
По травянистым склонам идти куда приятней, если не мокро и нет снега.
Пограничный столб, вышка, оборудованная камерами наблюдения. Пограничники приезжали проверять мой пропуск в приют Куруш и показывали фотки.
Маршбросок не сложный. У меня ушло 2 часа, с учетом съемки фото и видео материалов, а также перехода реки вброд.
На стоянках был разбит лагерь Владимира Чистикова. У него есть интересный видео-блог на youtube про походы в горы. Очень рад был познакомиться. Владимир вел коммерческую группу на Базардюзю. Пообщались, обменялись информацией, обсудили маршрут. После обеда, решили выйти прогуляться по ущелью, посмотреть тропу, изучить местность.
От лагеря ущелье постепенно сужается, вплоть до узкого каменного прохода, над которым в нашем случае нависала глыба льда. Никакой тропы нет. Много “каменного мусора” и земляные осыпи, влажные из-за таяния льда.
Ледяная “шапка” активно таяла, внизу было много воды. Пробегать этот участок было волнительно. Особенно, через день, т.к. когда подморозило, то стало очень скользко, особенно в узком тенистом месте, ровно под этой злосчастной глыбой. Но об этом позже…
Пройдя этот узкий участок попадаешь “внутрь” ущелья. Сыпит со всех сторон. Аккуратно!
Через пару метров упираетесь в отрог – контрфорс, разбивающий ущелье на два. Левый “рукав” ведет к небольшому водопаду, что на фото ниже.
Для разминки мы прогулялись наверх, перелезли через водопад, прогулялись дальше. Осыпь держит плохо. Под слоем земли – лед. Скалы крошатся, при сильных порывах ветра сдувает вниз каменную крошку. Каски не забывайте! И вообще, следить там надо за верхом, поглядывать.
Проходить водопад лучше выше, обходя небольшую скалу сверху. Но это сейчас, что будет через месяц или через год непонятно, т.к. рельеф меняется постоянно из-за таяния ледников и разрушения скал.
После водопада – тупик. Ледяная глыба.
Размеры глыбы впечатляют. Особенно, когда есть сравнение, например, со стоящим рядом человеком.
Можно было полазить, но кошки остались в лагере, да и эта дорога вела в тупик, поэтому, вернулись назад и исследовали правый “канал”.
Вообще, судя по состоянию ущелья, осыпаются скалы очень сильно. Меняется рельеф и, соответственно, варианты возможного прохождения маршрута. Когда-то давно, одним из вариантов восхождения на Базардюзю был маршрут именно по правому ответвлению ущелья и последующим подъемом в конце ущелья по осыпному склону наверх. Но сейчас, даже если убрать гипотетически все льдины, преграждающие путь, то пробраться по такому ущелью будет крайне затруднительно.
Поэтому из ущелья остается только один вариант подъема на Базардюзю: карабкаться на контрфорс, разделяющий перевальные седла, т.е. фактически подняться на “утес”. Если смотреть сверху, то получается такая схема.
Подъем в самом начале на этот контрфорс, учитывая сыпуху и структуру скал, выглядит страшно. Без рюкзаков и вверх – еще вполне, но вниз – очень и очень опасно. Когда мы обсуждали с Петром Леоновым маршрут, он говорил, что давно планируют провесить там трос или веревки. Правильное решение. Там реально опасно! Фото не передает всей крутизны склона, но отчасти передает состояние поверхности. Я спускался этим маршрутом и скажу так, что если бы не ледоруб, то спуск мог бы превратиться в падение. Особенно, когда насыпало снегу и подморозило. Земля стала скользкой, как каток, камни покрылись прозрачной корочкой. Впрочем, они и не держали даже в сухом виде. Просто “выдергивались” из земли и все.
Подъем на этот участок недалеко от начала правого ответвления ущелья.
В целом, состояние скал мне не понравилось вообще. Желание карабкаться по постоянной земляной сыпухе до Кавказского хребта (с 2600 м. где-то до 3550 м.), утопая в земле и рискуя сорваться вниз на крутом склоне, как-то сильно поубавилось после нашей разведки. Владимир оценил риски и сказал, что по такому маршруту группу не поведет. Веревку закрепить не за что, страховаться нечем. Маркировки маршрута нет, набитой тропы нет. Есть скудные (и как оказалось противоречивые) описания, несколько фотографий и условное направление, т.к. день назад на восхождение ходила группа, и некоторые следы сохранились.
Я решил попробовать изучить маршрут через перевал Вахчаг. Пройти по склонам горы Несендаг, выйти под перевал, оценить состояние подъема и, если же склон будет сложным для подъема, то уйти траверсом влево, выше бараньих лбов, подняться в цирк и выйти в лоб на Восточную седловину перевала Вахчаг. Собственно так у меня и получилось.
Но обо всем по порядку.
Да, чуть не забыл. Хорошая вода бьет со склона из источника за несколько метров до бивака. Если стоять лицом по направлению к палаткам, то справа. Вода в реке – мутная, с песком и прочей пылью с таявших ледников, так что лучше бегать к ручью.
Ночью ветер гнул палатку, а метель не утихала до самого утра. В 6-00 концерт непогоды со снежным оркестром прекратился.
Наметил следующий маршрут.
- Подъем до перевала Вахтаг.
- Проход по хребту до Восточной седловины или же траверсом по склону со снижением.
- Траверс отрога до кулуара
- Подъем на Восточную седловину
- Это маршрут снизу, как раз с того самого контрфорса, разделяющего ущелье.
Вышел на маршрут в 7 утра. Было очень комфортно по погоде. Ветра не было. Жарко тоже. Склон был мокрым, но я выбирал более спокойный угол подъема и потому почти не скользил. По мере продвижения, старался агрессивно тропить (думал, Володя Чистиков выйдет с группой после меня) и по мере прохождения своего маршрута ставил туры из камешков. GPS трэк также писал на всякий случай, хотя потеряться даже в темноте там сложно.
Начал наползать туман. Стало заметно теплее, хотя солнышко еще не вышло из-за перевала, освещая лишь только верхушку горы Несендаг. Зато открылись великолепные виды Ярыдага. Внизу было молоко.
Я ускорился, тем более, что вышел на почти горизонтальный травянистый склон. Сделал еще серию фотографий окрестных гор, ущелья, русла реки. Очень красиво! Даже ради одних этих кадров стоило подниматься :))
Потом травянистый склон закончился и началась каменно-земляная осыпь. Уклон стал довольно опасным. Ноги предательски скользили вниз. А там – такой пролет, что даже взглядом зацепиться не за что. В общем, скажу я так, траверс этого склона не стоит проходить ни одному, ни в связке. Помимо сыпухи, кулуары обстреливают камни сверху. Постоянно и довольно кучно. Прибавить к этому небольшие речки и водопадики, которые приходится преодолевать и берега которых – словно ледяная канава для бобслея, только обрывается эта ледяная трасса в пропасть. Одно неверное движение и слетишь.
Несколько раз порывался развернуться, даже поворачивал назад, но все-таки продолжал движение к намеченной цели. Все также ставил каменные маячки, думая, что кому-то может пригодиться. Почва очень мягкая, тропа набивается легко, хотя ветром, скорее всего, также легко и “сотрется”. Хорошо ветра не было, сдуть вниз – вопрос нескольких крепких порывов. Ветра не было, но пришел туман.
Всего на пару минут. А потом – погода встала на отметку “идеально”. Вышло солнышко, стало припекать. Ясность неба гарантировало приятное восхождение на перевал. Последним препятствием стал небольшой скальник, который я обошел снизу, немного поднялся по кромке скал на его начало и продолжил прохождение очередного склона.
Последний участок перед перевальным взлетом оказался очень сложным. Сыпуха там была не на земляном склоне, а на каменном. Несколько раз срывался по каменной осыпи, но палки и колени :)) спасали. Сверху слетело несколько неприятных камешков, размером с кулак. Развернуться на таком склоне было крайне сложно, поэтому выдохнул, успокоился и продолжил путь. Зимой, вероятно, здесь было бы неплохо в кошках, но летом – маршрута здесь нет.
Дойдя до конца кулуара, вышел на горизонтальную поверхность 🙂 Прошло чуть меньше 2 часов. Набор высоты почти до отметки 3200 м.
Прошел чуть левее, чтобы “заглянуть” в направлении к перевалу. Внизу виднелись палатки, а значит – группа Володи Чистикова не вышла на маршрут.
Продолжил движение к перевалу Вахтаг. Последний взлет – ледяная сыпуха. Кошки особо не помогают, наоборот, больше зарываешься из-за тяжести ботинок. Встал на “смотровой площадке” 🙂 Внизу – красота!
Посмотрел на обледеневший Главный кавказский хребет, горные отроги и скальник. Оценил маршрут по Западному гребню на Базардюзю. Что-то не похоже на 1Б, особенно, учитывая сложность подъема и отсутствие тропы. Решил, что быстрее будет не подниматься на перевал Вахтаг, а пройти траверсом до Восточного седла, т.к. высоту я уже набрал. Так и сделал. Легко сориентировался на склоне, обнаружил едва заметную тропу, точнее – след от группы, которая восходила вчера. Он виден и на фотографии.
Подъем не занял много времени. Несложный подъем.
Кое-где виднеются следы группы, ведущие в лоб Восточного седла перевала.
Сверху продолжает сыпать. Цирк весь завален камнями. Идти не очень удобно. Приходится распутывать. Стараюсь держаться середины, т.к. камни падают и осыпаются очень дружно. Уж не знаю, всегда тут так или по погоде, но несмотря на солнце, в цирке довольно холодно, каменный мешок все-таки. На середине, почти на 3200 есть несколько мест под палатки.
Продолжаю исправно ставить туры маркеры и детально фотографировать местность.
Дошел до перевального взлета. Выглядит не очень оптимистично. Время 11-00, погода хорошая, ветра нет, но сам склон мне не нравится. Сыпучий и сильно изрезан. Придется поплутать.
Поднимаюсь дальше. Выше и выше. Открываются замечательные виды.
Прослеживается весь мой путь до перевала Вахтаг по противоположному склону, видно ущелье, места под палатку на морене. Словом, виды с перевала – превосходные.
Мест под палатки на перевале нет. Понятное дело, что, при необходимости, можно и на отвесной скале заночевать, но нормальный бивак организовать не получится. Фактически, последнее место под палатки за 300 м., прямо посередине цирка перед перевальным взлетом. Или же, придется подниматься сразу с морены, с отметки 2600 м. до вершины 4466 м. Учитывая сложность подъема, состояние маршрута, характер почвы и скал, думаю, не каждый захочет рисковать, да и в случае изменения погоды – сыпучий склон превратится в каток.
От перевала идет каменная гряда – сланцевый гребень, обледеневший настолько, что невольно приходят мысли: может уже хватит рисковать на сегодня? До вершины идти еще часа 4, может 5, спуск по такому маршруту еще 3 часа. Можно ночевать на камнях под перевалом, чтобы не спускаться ночью, но риск обвала или схода лавины, если опять будет так мести, как прошлым днем. Погода здесь сильно меняется, октябрь – не самый стабильный месяц.
Спускался по пути подъема другой группы. Обледенелый склон, усталость – все это не способствовало хорошему настроению и скорости. Последний участок, спуск с контрфорса в основание скалы, в ущелье еле прошел. Спас ледоруб. Вырубал лед на ступеньках, порода крошилась, держаться вообще ни за что невозможно, только равновесие. Рюкзак был невесомым, что было важно, в который раз моя любовь к формату fast and light выручает :)) И спасибо предыдущей группе, что набила тропу и прорубила ступени у основания подъема.
Как резюме: красивые, дикие места, прекрасный регион для развития туризма и горных походов (про альпинизм молчу, он там и так процветает). Для коммерческих групп, по моему мнению, маршрут не готов. Нужны и нормальные маркеры и тросы и веревки в некоторых местах, а главное – хорошая тропа. Опять же, наличие специального пропуска в приграничные районы немного все усложняет. Посмотрев на Ярыдаг со стороны захотелось приехать в этот регион следующим летом. А там и Базардюзю рядом :)) Словом, горы зовут!
P.S. Из Куруша по выходным можно выбраться только на такси. Маршрутки не ходят. По будним дням маршрутка выходит из села в 7-00 утра. На базе Курушские стоянки можно узнать, будет ли маршрутка и во сколько.
ТЭГИ: горы, гора, Дагестан, Россия, альпинизм, трекинг, треккинг, восхождение, Базардюзю, Кавказ, Куруш, Дербент, проект ты сможешь, походы в горы, горные походы
Leave a Reply