Большая Севастопольская Тропа – звучит гордо. В принципе, затея и исполнение заслуживают уважения и внимания. Однако, как это повсеместно принято – прекрасное начало, но не доделано до конца или же просто оставлено без внимания. Построить – построили и подумать – забыли. Такой же тезис можно применить и к via-ferrata, что оборудована в Крыму на скальных стенках и гребне горы Ильяс-Кая. Фиа-феррата сделана добротно, спору нет, но вот с организацией, как всегда, произошел тот самый случай, когда “подумать забыли”.
Начнем с главного – удобство подхода.
Подход под маршрут, точнее маршруты, т.к. выходов на начало ферратных трасс несколько, не обозначен никак. В интернете, на различных сайтах даны описания и даже GPS точки, но это в сети. А как же на “заборе”?
На выручку приходит карта maps.me
Обозначена на карте автобусная остановка, откуда проложена часть Большой Севастопольской Тропы, в том числе, приводящей к началу маршрутов на via-ferrata
Обозначена на карте парковка, если вдруг, по какому-то недоразумению Вам захотелось приехать на машине, а не на автобусе. Парковка не большая и в сезон тут мало вероятно припарковаться. Приезжайте рано утром. И со стороны Севастополя если ехать, то поворота на парковку нет, разворот через 3-4 км.
Почему не сделать нормальную парковку у начала тропы у автобусной остановки? – это загадка. Почему не повестить нормальный информационный щит у остановки? – это тоже загадка.
Таких загадок хватает. Особенно меня порадовало, что от парковки тоже есть тропа, никак не маркирована. И выводит она на кусочек ферраты тоже не отмеченный на карте. От самой остановки также отходят две тропы: Севастопольская и “народная”. Первая – длинная и петляет, вторая – короче, но без указателей, хотя интуитивно понятно, что нужно держаться ближе к скалам. Начало “народной” тропы от остановки (справа, если стоять лицом к остановке) пропустить сложно. Фото характерных особенностей почти всех троп в регионе не пропустишь, см. ниже.
Кстати, надо сказать, что около остановки висят мешки для сбора мусора, новенькие, их явно обновляют.
Ну, и наконец, если же вы хотите сложного маршрута (старт в точке Г на карте выше), то придется Вам хорошенько погулять вдоль трассы, полазить по сыпухе, перелезть через дорожные отбойники, и вообще найти, где это “Г” начинается.
Если же Вы приехали на автобусе, то все просто: старт по одной из двух троп: Севастопольской и дальше по указателям (следите внимательно, их часто забывают вешать на развилках дорог!) или же по “народной” тропе и внутреннему компасу.
Если же вы приехали на автомобиле, то от парковки два варианта: или вверх по характерной протоптанной тропе или же пешком по трассе до остановки и там – см. рекомендации выше.
Нам был интересен траверс от точки Е до Д и далее Ж-Б-В. Найти точку Е оказалось не просто. Маркировка есть до точки А, а вот дальше – ищите сами. Для подсказки: когда из леса указатели выведут Вас на небольшой скальный участок – плато, смотровая, то дальше тропинка маркирована налево в лес. Заходите в лес и на первом повороте уходите направо. Дойдете до такого вот места, см. фото ниже.
Почему стрелка в обратную сторону – я не знаю. Щита информационного тоже нет, одни болты от него остались. Но если пойти прямо, то как раз выйдете на траверс до Д, а если вниз…то прийдете к не обозначенному на карте маршруту до стоянки авто. Такой вот интересный факт! Если до этого места с первого раза выйти не получилось, то значит вы промахнулись и выйдете к маршруту на гребень под литерой А на карте-схеме.
Мы пошли, как и планировали с Е. Очень скоро зашли в ущелье.
По простым камушкам дошли до первых скоб траверса.
Далее пешком по тропинке до точки Д – начало сложной ферраты по стенке вверх.
Отрезок Д-Ж состоит из нескольких этапов. Хорошо оборудован, есть обработанные скалы для ног и хваты для рук, грамотно и удобно.
Несколько вертикальных участков с едва заметным нависанием.
Есть видовая скамейка для отдыха, да и вообще, полочек сделано много.
После выхода с вертикальной стенки, небольшой подлаз на гребень. Табличка и первый обзорный пункт.
Дальше – движение по гребню. Просто и красиво.
Последний участок Б-В – это вертикальный подъем по скобам на башню.
Наверху табличка и крест.
Прекрасная панорама на все стороны света и храм Солнца.
Спуск вниз по тропе, в сторону храма Солнца и далее – по указателям на Ласпи.
Время подъема от парковки до Е (дважды теряли дорогу) – минут 40 – 1 час, подъем по феррате по маршруту Е-Д-Ж-Б-В около 2 часов, спуск 1 час, и даже чуть больше, т.к. решили пройти по Большой Севастопольской Тропе обратно до автобусной остановки.
В качестве заключения. Хорошая линия ферраты. Красивая и спортивная. Сделана добротно. Если сделать чуть удобней логистику подхода и сервис нормальной парковки, то вообще – огонь будет, как в Европе :))
Leave a Reply