Конечно, городок Сен-Жервэ – это уже не Шамони, но здесь все так рядом, что позволю себе объединить окрестности с районами, а кроме того, Шамони уже давно стало обобщающим понятием.
Итак, Шамони известен не только Монбланом. Множество альпинистских маршрутов, мультипитчевые линии для скалолазов, велодорожки, воздушные коридоры для парапланов, сотни километров для прогулок и трекинга – и это еще далеко не полный перечень активностей в Шамони и окрестностях. Я считаю, что Шамони – это не просто место зарождения альпинизма, это – огромный клуб увлеченных горами и спортом людей, где твои увесистые горные ботинки, рюкзак и ледоруб не вызывают удивление на улице, где велосипедистов или бегунов можно увидеть в любое время дня, а в магазины со снаряжением может быть очередь.
Там, где много работы (активностей, спорта и т.д.), как правило, есть место и для отдыха. Опустим восхищения савойской кухней и ресторанами, а также тот факт, что прямо в центре Шамони, у туристического бюро стоят шезлонги, куда можно просто упасть и принимать солнечные ванны под бокальчик розэ, припасенного в соседнем магазинчике.
Нет, мы отправимся сегодня в термальные ванны городка Saint-Gervais-les-Bains, но чтобы посещение ванн было как-то оправдано (мы же не в Баден-Баден, а в спортивной Мекке), пролезем via ferrata, категории сложности ED+ (extra difficult plus), которая находится прямо рядом с термальными источниками Les Thermes de Saint-Gervais вдоль ущелья реки Bon-Nant.
Via ferrata состоит из 4 участков (по описанию из 3-х, но все-таки ярко выражено 4 участка), с постепенным повышением уровня сложности. Выходы предусмотрены после каждого участка (3 выхода – промежуточных и один финальный). Первый этап самый простой, категория AD+. Допускаются даже дети. Из ярких развлечений – подвесной мост. Участок короткий.
Продолжение маршрута (D+) слегка сложнее, но не критично, хотя вторая его часть требует хорошей физической формы, т.к. идет под постоянным наклоном по отвесной части скалы. Некоторые участки приходилось проходить через жесткое крепление оттяжкой, потому как постоянно висеть под углом на металлическом тросе или держась за скобы крайне выматывает. В завершении – угол и бревно, по которому могут одновременно идти только 2 человека, но есть небольшая площадка внизу, под бревном, для отдыха. Выход – сверху бревна.
Третий этап – логическое продолжение второго, с постоянными углами, наклонами и с хорошим набором всевозможных отрицательных скальных углов. В финале этого этапа – очень, очень, очень шаткий трос, на котором держать равновесие, даже несмотря на то, что там нет ветра и открытого пространства, крайне сложно. Честно скажу, такого сложного канатного прохода у меня не было нигде, даже в Узбекистане, хотя там стальной трос гораздо длиннее и вдобавок над хорошим продуваемым обрывом.
Завершающий этап мало кто проходит. Об этом говорит запущенность тропы, пыль, отсутствие свежих следов. Здесь уже не просто сложный маршрут, а очень сложный (ED+). Почти везде отсутствуют дополнительные скобы и ступени, приходится искать варианты поддержки ног на рельефе, а из-за водопадов, воды и брызг он не всегда сухой. Почти 90% маршрута идет под углом вниз, вдоль скального обрыва 80-90 градусов, углы, переходы сверху вниз, т.е. маршрут «прыгает» и на десерт – два натянутых троса для любителей-канатоходцев. Короткие отрезки, но не простые. Особенно сложными показались две лестницы без боковых стоек, просто поочередно вбитые скобы в скалу, которая уходит под отрицательным углом вниз. Ладно бы так вверх подниматься, но спускаться вниз было не просто.
Что не понравилось: маршрут пробит настолько мощно, что ни одного сантиметра скалы не остается без железа. Тонны крюков, скоб, подножек и специальных “спиралей” для дополнительной страховки веревкой. Возникает ощущение, что организаторы этой via ferrata решили вбить страховочный элемент на каждый возможный взмах руки или поворот головы. Это немного раздражает и иногда откровенно мешает. Хотя, все новенькое, современное, все блестит. Ну, и не хватает толкового описания, чтобы хоть представлять, что тебя ждет :)) А то шли почти вслепую, хотя есть неплохое видео в интернете.
Далее выход на тропу и наверх на автомобильный мост, который приведет прямо в центр милейшего городка Saint-Gervais.
Кстати, отсюда также ходит трамвай до Монблана, вернее до станции Nid d’Aigle, так что городок Saint-Gervais вполне можно рассматривать как альтернативу Шамони.
Да, в термы в итоге не пошли, променяв на посиделки в парке за бутылочкой розе, но полюбопытствовать зашли. Красиво, свежий ремонт, гуманные цены (39 евро за 3 часа), но вечером дешевле.
Leave a Reply