Давно такого не было…
Не прошло и суток, а я с нетерпением засел за написание рассказа о восхождении. Эмоции переполняют, пальцы волнительно стучат по клавишам, дыхание восторженно замирает, а сердце учащенно бьется при просмотре отобранных для статьи фотографий.
Белалакая, “Полосатая скала”, “Русский Маттерхорн” – самая красивая и узнаваемая вершина Домбая высотой 3860 м. Она видна прямо из поселка Домбай и с первого взгляда не просто цепляет, а покоряет навсегда.
Вершина расположена в западной части Главного горного хребта Кавказа в окружении Суфруджинского и Белалакайского ледников. Рядом по соседству “примостилась” вершина Малая Белалакая (не такая уж она и малая, всего на 120 м. ниже), на которую уже имею планы и виды :))) Но пока расскажу про маршрут на Белалакаю по южному гребню с Белалакайского перевала (категория сложности 3А).
Логистика
Домбай, Архыз – это регионы, куда довольно сложно добраться, потому как это или долго, или дорого, или все одновременно. Конечно, если вас целая группа единомышленников, компания альпинистов, то 3000-3500 р. (яндекс-такси) за проезд в одну сторону из аэропорта Минеральные воды до поселка Домбай не сильно потреплет Ваш карман, но если вы соло-восходитель, то оставить 7000 р. в кассе ушлых таксистов за персональный трансфер – уже совершенно другой расклад. 7000 р. – это больно. Особенно, учитывая, что билет на самолет мне обошелся в 8000 р.
Итак, что же делать и как экономить? Распространенный сервис blablacar – хорошая возможность дешево добраться до места (700-1000 р.), но иногда не очень удобный, потому как попутных машин мало (1-2 в сутки), да и время сложно подстроить под прилет вашего рейса. Но если всё же получается, то вариант не плохой.
Общественный транспорт – опция для сильных духом людей. Автобус ходит один раз в день, по текущему расписанию в 14-45 от автовокзала Руслан, что в 5 минутах езды от аэропорта Минеральные воды. Ходит микроавтобус – старый Форд Транзит, покалеченный, но не убитый наглухо, правда, без багажного отделения, поэтому рюкзаки, если народу много придется как-то распределять по салону или же доплачивать за отдельное место. Стоимость проезда 650 р., можно оплатить через сайт, в кассе или водителю (цена немного отличается, но не существенно и есть оплата картами). Есть два минуса в таком выборе варианта: автобус идет только до Теберды, откуда вам придется добираться самостоятельно на такси (от 500 р. и до пределов жадности водителя) или на заказанном из отеля трансфере (150 – 200 р.). Из Минеральных вод автобус едет 7-8 часов, с остановками в Пятигорске, Черкесске, Карачаевске – везде по 30-40 минут, иногда по часу.
Так что, закладывать на дорогу нужно целый день. Других вариантов добраться нет.
Пока не уехали, пару слов про покупку газа для горелок. Самый оптимальный вариант – Спорт-мастер, но заказывать нужно заранее, минимум за неделю и потом каждые 2 дня по телефону продлевать срок хранения товара на кассе, чтобы его не продали кому-нибудь другому. Второй вариант – магазин Рыбалка и Туризм на ул. Островского, 97 (тел. +7-928-327-99-84), есть KOVEA по 300 р. за маленький баллон, от аэропорта на такси ехать 10-15 минут и 100 р. Удобно сразу взять яндекс-такси до магазина и потом до вокзала, все по дороге.
Мой напарник по восхождению – Шамиль, живет в городе Карачаевске. Он предложил свою помощь и мы прекрасно доехали на его машине до Домбая, а потом и до начала маршрута – ул. Аланская, закрытый кондоминиум домов, хорошая парковка.
С отелями, квартирами и прочей туристической инфраструктурой проблем на Домбае нет. Поселок просто забит вариантами размещения на ночлег от 500 р. за дорм до нескольких тысяч в каком-нибудь люксовом отеле. На каждом углу есть продовольственные магазины, кафе, рестораны и бани на дровах.
Домбай. Начало маршрута.
Утро. Солнце только-только поднимается из-за горизонта. Его самого еще не видно, но оранжевый, мягкий свет окрашивает верхушки гор, и ты понимаешь – пора выходить на маршрут. Рюкзак, палки, ключи – портье, прощай городская жизнь, ухожу в поход.
Красота! Идешь с задранной головой, чтобы не упустить ни секунды этого великолепия. Горы просыпаются также неспешно, как и ты сам, делая первые шаги по неизвестной пока еще тропе.
Начало маршрута – ул. Аланская, закрытый кондоминиум домов, хорошая парковка. Оставили машину, попрощались с цивилизацией, накинули рюкзаки и пошли. На часах было 6-15 утра.
Входим в пограничную зону. Кстати, пропуск оформлял через Госуслуги, по стандартной программе. Прислали через 10 дней на почту. Пропуск нигде не проверяли (утром все спали, а на обратном пути просто никого не было). По новой информации пропуск можно оформлять при непосредственном входе в национальный парк, у егерей, стоимость – 100 р. в день. Но сам не проверял, процедуру не знаю.
Далее тропа по огромным, но удобным булыжникам идет вдоль реки Аманауз. Впереди торчит огромный тур, сложенный из каменных валунов. Не иначе строители, укрепляющие берега реки, постарались. Прикольная получилась пирамида, инки бы позавидовали :)))
Тропа уводит вверх, правее в лес, через мостики и, в итоге, через некоторое время попадаешь на площадку, где обозначен “переход государственной границы”.
Классические синие информационные щиты, которые можно увидеть везде в приграничных населенных пунктах. Такие есть и на маршруте на Казбек со стороны Осетии и около Акемского озера, на маршруте восхождения на Белуху, да и Приэльбрусье тоже не исключение.
Тут главное не уйти к Чертовой мельнице, а продолжить путь прямо, по камушкам, деревянным лесенкам через селевой арык, и выйти в итоге к началу Большого кулуара – ручью, уходящему направо от реки Аманауз. Опять же – не промахнуться, не уйти дальше к Суфруджинским водопадам, а свернуть направо вверх через заросли траву, малины и крапивы. Примерно, в этом месте.
Поднимаясь вдоль Большого кулуара, надо быть внимательным и не промахнуться с переходом ручья на другую сторону в районе больших коричневых камней. Вот фотография камня, где мы переходили ручей.
На противоположной стороне заботливо установлен турик.
Фотография кликабельна – для увеличения разрешения картинки и большей детализации.
Продолжаем набор высоты и выходим в “маленький” кулуар.
Идем недолго (на обратном пути, на спуске здесь довольно скользко, потому как песок, сыпуха и полно живых камней), поглядываем направо, где правильное продолжение маршрута. Отмечено указателем, маркером и перилами из веревки. Можно проскочить это место, т.к. тропа по кулуару уходит выше места перехода.
Обезьянья тропа.
Тут начинается самое интересное место на подходе к Медвежьим стоянкам, расположенным в урочище Медвежья поляна на высоте, примерно 2400 м. Помимо того, что сама обезьянья тропа утопает в зелени рододендронов и миниатюрных берез, благоухает цветами и травами, маршрут в изобилии сдобрен скальными уступами, валунами и полочками, которые очень интересно пролезать.
Благодаря старанием местных альпинистов (Михаил Семенов и Роман Губанов) на маршруте появилась прекрасная via ferrata и надежные страховочные перила в особо “неприятных” местах. Хотя, знаете, если есть время и желание полазить, то я бы прошел этот кусочек маршрута именно лазанием, самостоятельно.
Организация безопасности на маршруте нисколько его не портит и не умаляет его сложности, а наоборот – облагораживает. В Европе к этому уже давно привыкли. И пробитые анкерами скалы или провешенные металлические тросы никого не смущают. Даже на знаменитом Маттерхорне все забито канатами и лесенками.
от Медвежьих до Собачьих
Через 2 часа 45 минут Обезьянья тропа заканчивается, и мы выходим на большую зеленую поляну – Медвежьи стоянки. Делаем остановку на завтрак. Воду можно набрать из ручья, тропинка уводит правее к ручью, если стоять лицом к Суфруджу. А продолжение маршрута – левее.
Был большой соблазн сделать “днёвочку”, но не было и намека на усталость, виды завораживали, хотелось выше, дальше и больше, а потому – пошли дальше.
По зеленым холмам, через ручейки, по тропинке все выше и выше, пока не дошли до очередной “реперной” точки на маршруте – камня с мемориальной табличкой.
Поднялись уже достаточно высоко, чтобы разглядеть станцию канатной дороги над Домбаем.
Да и сама красавица Белалакая отсюда уже смотрелась куда более эффектно!
Травка постепенно исчезла и начались каменные “огороды” – фишка местного рельефа.
Спасибо горным козам и, конечно, туристам, что хоть как-то направления читаются, а то плутать там можно часами. Для ориентира направления – “белый конь Белалакаи”, что должен вас сопровождать по правую руку по ходу движения.
А поселок Домбай постепенно должен открываться для вашего взора.
Наконец, последний взлет по сыпучему гребню до Собачьих стоянок.
Отсюда уже виден ледник и ориентировочное направление нашего выхода на Белалакайский перевал.
Стоянки удобные. Места под палатку организованы. Вода в 1 метре течет, правда, ручей по утрам теряет свою мощь, но рядом еще много источников воды. Это вообще один из великих плюсов маршрута – везде есть вода и её много.
Итого за день: подъем по вертикали 1400 м., время в пути 5 часов + остановки на отдых.
Разведка боем.
Так как вышли рано утром из Домбая, то времени было вагон и маленькая тележка. Перекусили, поставили лагерь, перебрали снаряжение, подготовились к выходу на завтра и пошли посмотреть на ледник, который нам предстояло пройти ближайшей ночью.
От стоянок протоптанная тропа идет вверх, где есть еще дополнительные организованные места под палатку и потом по направлению к каменной стене, где провешена белая перильная веревка для подстраховки. Можно лезть и так. Там все просто, удобные зацепы, простое лазание.
Потом – продолжение каменных “огородов”, но присутствует качественная маркировка туриками, заблудиться сложно, особенно, в светлое время суток. На обратом пути, ночью, мы тут блуданули конкретно, уйдя вообще в другой кулуар, но в итоге, все-таки нашли дорогу под луной :))
Через 30 минут неспешной ходьбы выходим к началу ледника. Прикидываем маршрут, визуально изучаем ближайшие трещины. Возвращаемся в лагерь, кормим горных козлов, которые тут совершенно не пуганные и которых тут масса, да и ложимся спать, учитывая раннее время выхода на штурм.
Ледник.
Подъем в 2 ночи, сборы, завтрак, выход на маршрут в 3-05. Погода – идеальная: ни дуновения ветерка, ни тучки на небе. Тишина такая, что слышно, как ресницы хлопают. На термометре около +3 градусов тепла. Прекрасная погода для восхождения.
Быстро доходим по уже знакомому маршруту до начала ледника. Кошки, связка, ледоруб – вышли на лед, потом на хороший прочный фирн. Трещин на леднике много. Несчастных случаев – не меньше. Лед толстый, но сверху за ночь приморозила тонкая корочка, которая с характерным треском ледокола по весне разносится эхом в ночи. Завораживающая и страшная красота ледника. Каждый шаг – треск, уходящий вибрацией страха через глубину желудка в пятки и далее на дно холодного мрака.
Снизу ледник кажется маленьким, но после первого взлета, который обошли правее центра, открывается второй, а за ним третий, четвертый…
Первый взлет самый изрезанный. Плутали не сильно, перелезли несколько не очень широких трещин, прошли траверсом обратно к центру, подальше от ранклюфтов и риска камнепада. Второй и третий взлет более пологие – ледовые поля с огромными трещинами прямо по центру.
Обходится понятно и просто. На предпоследнем участке пришлось опять уйти еще левее, обойти трещину и снова вправо, потом строго вверх.
Сверху очень хорошо просматривается путь по леднику, который мы прошли, а в правом нижнем углу фотографии – точка выхода с ледника.
Фотография кликабельна – для увеличения разрешения картинки и большей детализации.
Ночью не фотографировали, но только первые солнечные лучи выключили наши налобные фонари, сразу сделал несколько снимков перевала и Малой Белалакаи.
А с самого перевала уже открывались потрясающие виды горной Абхазии.
Выход на гребень.
Снежные просторы ледника рано или поздно заканчиваются и, как правило, скальным участком. Выход на гребень начинается с небольшой сыпухи, развальни. Четкого места, где выходить на сам перевал не подскажу, мне показалось, что везде одинаково, т.е. по всей четко выраженной линии перевала логично можно выйти на него и пойти вправо на гребень. Кстати, на перевале можно найти места под палатку.
Вышли к скальной части перевала через 2 часа 15 минут с момента выхода из лагеря. Выход я на фото обозначил. Для ориентира – там характерная светлая порода на скале.
Фотография кликабельна – для увеличения разрешения картинки и большей детализации.
На перевал вышли и двинулись по гребню в сторону заветной вершины.
Лазание простое, по полочкам, по камушкам, словом – быстро окажитесь у внутреннего угла. Он левее гребня. Ошибиться сложно.
У основания угла можно вбить пару крючьев, организовать станцию. Через пару метров лазания справа будет старый, но вполне надежный крюк с петлей – первая точка страховки, а дальше можно и так проползти, сложности нет.
После – рыжая стена – ключ.
Ключ №1
Фактически уперлись в стену. Первый ключ маршрута – первый жандарм. По описанию можно пролезть или справа через небольшое нависание по гребню (синий пунктир) или прямо через внутренний угол (красный пунктир), где кто-то заботливо оставил френд (обведен на фото красным кругом).
Фотография кликабельна – для увеличения разрешения картинки и большей детализации.
Рядом с внутренним углом – станция. Есть зацепы и хорошие полочки под ноги. Для скорости вбил якорь с петлей, получилась хорошая ступенька, а для перехвата руками воспользовался «френдом» чуть выше по трещине.
Фотография кликабельна – для увеличения разрешения картинки и большей детализации.
Дальше пару подтягиваний и уходишь правее, там крюк, через оттяжку можно сделать точку страховки и дальше уже проще.
Выход на вершину жандарма, где спокойно можно организовать станцию – рельеф позволяет, вариантов полно.
Спуск на второй жандарм и проход второго жандарма (пролез справа по ходу) – хорошее, интересное лазание, но на всю веревку пролезать не получается, рельеф не позволяет и докричаться сложно. Надо было брать рации :)) Точек для страховки много, в том числе, организованных, поэтому на станции много времени не уходит.
Сам гребень тоже весьма “ступенчатый”, поэтому создается впечатление, что жандармов на порядок больше. Ко второму ключу маршрута, на 3-м жандарме, подходил с полной уверенностью, что пролез уже не меньше 5 жандармов :))
Станция перед вторым жандармом
Ключ №2
Здесь внимательно смотрим фото и видим, что перед нами (на переднем плане) острый жандарм, который стоит перед высоким 3-м жандармом. Между ними узкое соединение – метра полтора, не больше (на фото, понятно, не видно). Сверху узкого жандарма есть хорошее место под станционную петлю. Если фото увеличить, то можно её там обнаружить (кто-то заботливо оставил). Петлю обозначил на фото красным кругом, а красной стрелочкой – петлю на металлическом крюке, который вбит в 3-й жандарм.
Фотография кликабельна – для увеличения разрешения картинки и большей детализации.
Я пролез напрямую по этому узкому жандарму до петли. Снизу-вверх. У основания узкого жандарма, на перемычке, есть прекрасная трещина под френды – можно делать хорошую надежную станцию. На фото не видно, т.к. загораживает камнем в правом нижнем углу на переднем плане. Пролезть там не сложно. Потом закрепить веревку на станционной петле (красный круг на фото) и аккуратно слезть вниз под 3-й жандарм. Очень простое лазание – там метр вниз максимум, ну полтора. Еще раз – там очень мало места на перемычке, но есть крюк прямо на скале у перемычки и петля – длинная, поэтому страховку можно сделать хорошо надежной.
Далее надо заглянуть за угол слева вверх. Там торчит белая петля на металлическом крюке. На фото обозначил красной стрелкой. Запросто можно удлинить петлю оттяжкой, подтянуться и вылезти выше, а там – еще один крюк, ну и нормально дальше все.
Синей стрелочкой обозначен альтернативный маршрут, там тоже есть станция, но от нее лезть мне показалось сложнее.
Увеличенный вариант фото, также красным кругом обозначена станция, а красной стрелкой – петля, через которую вылезать на 3-й жандарм. Подтянувшись на петле сразу выше будет еще один металлический крюк. Мне показалось, что 2-й ключ проще первого.
Фотография кликабельна – для увеличения разрешения картинки и большей детализации.
Виды открываются просто отпадные!
С верхушки третьего жандарма прекрасно виден наш лагерь на Собачьих ночевках.
Фотография кликабельна – для увеличения разрешения картинки и большей детализации.
До 4-го жандарма идти весело. Попадается весьма интересный спусковой кусочек с вершины 3-го жандарма – множество перекрещенных петель будет тому ориентиром. На фото в левом нижнем углу даже кусочек петли захватил в кадр.
Если посмотреть на спуск с 3-го жандарма с обратной стороны, после прохождения, то выглядит это так. Кружком отметил петли, откуда нужно дюльфернуть чуть вниз и спокойно, делая промежуточные точки (там полно вариантов + есть готовые петли), пройти гребень на начала взлета 4-го жандарма.
Фотография кликабельна – для увеличения разрешения картинки и большей детализации.
Аккуратней на дюльфере, там карниз и можно не рассчитать и уйти в сторону от узкого гребня.
4-й жандарм прошел не заметно. Даже не сделал ни одной фотографии. Настроение было на 100 с плюсом, погода – соответствует настроению. И только Эльбрус хмурил брови на горизонте.
Вот и прошли техническую часть маршрута, это фото с 4-го жандарма. Дальше простое лазание, огороды и вершина.
Спуск
Светит солнце, на небе ни облачка – погода благоволит. Ни малейшего намека на усталость. Только азарт, блеск в глазах и «вместо сердца пламенный мотор».
Фактически завершена техническая (сложная) часть маршрута. Четвертый жандарм пройден. Вот он – заветный ориентир (ниже на фото)
Дальше – последний скальный проход, «двоечное» лазание, каменные «огороды» и совсем простой пешеходный подъем. Два вбитых крюка, пару петель и взор, устремленный в сторону вершины.
Четвертый жандарм. Именно в этом месте – точка принятия решения: спуск на гребень или спуск в кулуар для дальнейшего дюльфера вниз. Внизу справа широкая полка, и если посмотреть с нее в кулуар, то можно разглядеть блеск «вентовской» станции (условно назову её Станция №1 и далее в тексте буду последовательно нумеровать).
Фотография кликабельна – для увеличения разрешения картинки и большей детализации.
Кулуар «захламлен» камнями и местами довольно крутой. Сложно сказать, что предпочтительнее – спускаться простым лазанием или же на веревке, которая очень плохо ложиться на рельеф, сбрасывает камни и постоянно застревает. Если начать спуск со Станции №1 у четвертого жандарма, то после первой веревки (расстояние не больше 50 м.) справа по ходу пробита еще одна дюльферная точка – Станция №2. От нее идет крутой обрыв метров на 25-30, по пути спуска в скале вбит старый крюк (видимо, для тех, кто ходит с одной веревкой). Спускаемся на полку, и снова справа по ходу движения, т.е. стоя спиной к горе – продолжение спуска и очередная станция – Станция №3.
Идем дальше…Следующая станция (Станция №4) будет теперь по левую руку по ходу движения через 50 м.
Очередная металлическая цепь и дюльферное кольцо. Здесь надо быть очень внимательным, т.к. в этом кулуаре это последняя пробитая станция и нужно перейти в кулуар правее (стоим спиной к горе) через 20-30 м. спуска со Станции №4.
***
Мы этот момент прозевали. Точнее, не смогли определить место перехода. Там все выглядит одинаково. Понятно, что надо было просто пролезть в любом месте, выйти на гребень и уже потом разбираться, где внизу станция, но мы спустились на всю длину веревки, а когда не обнаружили очередной новенькой красивой станции, то поняли, что «пролетели». Чтобы не терять время на обратный подъем и поиск места перехода, решили спускаться дальше. Это не самый хороший кулуар для спуска, особенно, его завершающая часть. Камней летает много, сдергивание веревки каждый раз со страхом застревания, и чем ниже, тем этот страх усиливается, потому как рельеф становится крутым и пролазить его обратно, чтобы вытащить веревку – это конкретная потеря времени и сил.
Точек с петлями там хватает, от камней при сдергивании удается успешно уворачиваться, работаем слажено, но все-равно за солнышком не поспеваем – оно неуклонно падает вниз. Ключевой участок спуска – большая петля из белой веревки вокруг здорового камня по правую руку по ходу. Там мощная станция, а петля из веревки спускается довольно низко – удобно при сдергивании, но аккуратно, т.к. сразу идет резкий обрыв и после него кулуар становится узким, почти по ширину плеч. Лучше не выходить на всю веревку, потому как велик шанс застревания и через 20 м. на удобной площадке организовать еще один дополнительный (промежуточный) дюльфер (петли и станция есть).
Вот этот узкий спуск вниз, наверху есть петли и станция.
Отчетливо виден край ледника – абрис мощного ранклюфта выглядит устрашающе. Остается всего 2 спуска. Кулуар еще больше сужается. И предпоследний дюльфер приходится практически проползать боком между стенок скал. Внизу хорошая площадка, небольшой родничок (аккуратно, мокрые скалы). Справа – станция на крючьях, слева, чуть выше еще одна. Куча веревок, петель, «мотявочек»…
ОЧЕНЬ важный момент. На последний дюльфер идти смысла не было, потому как отрыв ледника от скалы был столь велик, что не оттолкнуться никак, а если спускаться под ледник, то не хватило бы веревки – «черная дыра» была настолько глубока, что я даже не представляю, сколько там метров. Недавний спуск одной из групп в этом месте закончился «холодной», «спасами» и вертолетом.
Сперва вылез на угол скалы слева. Там, кстати, заработала мобильная связь. Но спуск также не представлялся возможным. Потом пролез на скалу справа, обнаружил крюк и…прекрасный пешеходный выход на морену ледника чуть в стороне от того места, где мы поднимались в самом начале нашего восхождения. Ура! Победа! Мы спустились!
На фото выход – переход, откуда идет веревка, за скалой – “плохой” дюльферный кулуар.
Так что, если угораздит попасть в этот кулуар, то не паникуйте, спокойно спускайтесь до предпоследней станции и уходите направо вверх – там чуть пролезть на гребень и спокойно спуститься на морену, далее сыпуху и выйти на ледник. Вот фото той самой морены. Красным пунктиром отмечен наш спуск на ледник, а синей точкой и пунктиром – место начала нашего штурма и выход на перевал и скалы.
Фотография кликабельна – для увеличения разрешения картинки и большей детализации.
Солнце село, практически в тот самый момент, как мы связались и нацепили кошки. Начался очередной ребус «ледник и его трещины». В помощь нам была яркая полная луна, а также наши следы, прекрасно сохранившиеся с ночи. Однако, повторить наш маршрут через трещины не получилось, где-то сбились с пути, пришлось «рисовать» новый маршрут. В итоге блуданули и вышли немного правее нашего лагеря.
Не помню точно, сколько занял спуск и распутывание ледника, но на твердую скальную поверхность мы вышли не сильно быстро. Передохнули, выпили чаю, съели по последней шоколадке и по каменным «турикам» неспешно побрели вниз. Снова заплутали, по этим каменным «огородам» блуждали словно тени, уставшие и сердитые от того, что застряли в 100 метрах от лагеря. Заблудились конкретно, вернулись опять на ледник (мало нам подъемов было сегодня). Немного понервничали, но в итоге в 23-28 были у палаток.
Послесловие.
Маршрут очень интересный, насыщенный и сложный. Он совершенно не туристический, точнее, не коммерческий. Здесь нет толп народа, здесь тишина по ночам, лишь только звук сходящих лавин и чавканье горных козлов, которые, хоть и дикие, но охотно едят с рук. Здесь хочется пробыть несколько недель, жить в палатке, пить чай, заваренный на вкуснейшей воде, слушать треск ледников и каждый день просыпаться с видом на красавицу Белалакаю.
Я не стану спорить за его классификацию (3А по описанию), пусть те критики, считающие, что давно пора «раздеть» гору дискутируют дальше, мне же показалось, что сложность выше заявленной. Это больше эмоциональное, чем авторитетное мнение, основанное на личном опыте прохождения данного маршрута.
Также не стану рекомендовать это восхождение новичкам или любителям. Маршрут требует не просто знаний, а хорошей техники лазания, опыта прохождения ледников, понимания рельефа, работой с веревкой и т.п. Словом – вы должны быть не просто «продвинутый пользователь», а уже почти мастер. По моему мнению – это минимальный уровень, от которого можно идти на этот маршрут, и обязательно вдвоем или втроем. Если же вы давно уже скучаете на 4-ках и 5-ках, то уверен, восхождение на Белалакаю вам понравится – настоящий альпинизм, без прикрас, «дикий», в стиле эпохи советской классики горных походов и восхождений. Домбай прекрасен, и я обязательно сюда вернусь!
Важные моменты.
– Ледоруб, палки и кошки не оставляйте. Носите лучше с собой, а то может получиться так, что выход будет не в том месте, где изначально сходили с ледника на начало маршрута.
– Надо иметь хорошую технику лазания, страховки и работы в двойке. Должно все быть отработано заранее. Если нет таких навыков, то лучше повременить с этим маршрутом, потренироваться. Здесь важна скорость и время.
– Если до 14-00 не успеваете на вершину, то лучше начать спуск вниз.
Снаряжение.
- 2 якоря
- 6 оттяжек
- 4 френды (размер BD от 0,5 до 1)
- 3 петли (120-ки)
- 2 петли (80-ки)
- 2 веревки по 50 метров
- 1 крюк, 1 швеллер
- 10 карабинов
- расходный репшнур 3 метра
- молоток
- жумар
- спусковое
- Ледоруб, каска, кошки, фонарик и остальное личное и бивачное.
Большое спасибо Роман Губанов и Михаил Семенов за помощь, грамотные советы, поддержку и ценную информацию, за организацию маршрута, его облагораживание, маркировку и, в целом, его состояние. Роман, очень рад познакомиться лично! Спасибо огромное!
Большое спасибо моему напарнику Шамилю за компанию в этом походе, моральную поддержку, надежную страховку, боевой дух, выдержку, спокойствие и тот самый блеск в глазах, с которым ты шел в горы. Спасибо, без тебя я бы не справился! Мы обязательно еще вернемся, Иншаллах!
Leave a Reply