Пасмурная погода в Москве может способствовать разве что хандре. А зачем нам депрессия и уныние? Правильно – не за чем! Поэтому отправляемся наслаждаться весной и солнышком в Италию. А чтобы наслаждение было полноценным, не забудем прихватить с собой каски, карабины, веревки и прочие атрибуты правильного отдыха.
Месяц назад мы с Гульшат впервые разведали чудесные скальные массивы Доломитовых Альп, облюбовав регион Тренто, что расположен недалеко от небезызвестного озера Гарда. Нам настолько понравилось там отдыхать, что по возвращению домой был написан небольшой guide book по некоторым маршрутам via ferrata, сформирован коммерческий тур Via ferratas + озеро Гарда, а также собрана небольшая группа единомышленников, часть из них присоединилась к нам и на этот раз.
О том, как мы добрались до нашей уютной квартирки в Рива-дель-Гарда я обязательно как-нибудь расскажу в отдельной истории, а сейчас не терпится перейти сразу к делу.
Дорога до смотровой площадки, на которой возвышается скульптура Св. Регины, не заняла и 5 минут. Как же приятно, что тут все так близко!
Рядом есть несколько парковочных мест, что очень удобно. Если вдруг свободной парковки нет, то можно проехать чуть дальше по дороге. В нашем же случае, т.к. сезон на озере Гарда еще не начался, кроме нас двоих никого не было.
Прекрасное утро, свежее, не жаркое, тихое. И потрясающие виды на городок Рива-дель-Гарда, посреди которого возвышается скала, словно космический корабль из фантастического фильма Чужие или же как загадочный тектонический разлом, который движется волной метр за метром и…вот уже готовый сюжет для очередного фильма-катастрофы.
Хочется рассказать о нашем сегодняшнем маршруте. Дорога Контрабандистов – так звучит название той тропы, начало которой расположено метров на 200 ниже смотровой площадки у Св. Регины (а Вы думали мы просто на лукаут приехали?). Маршрут старый, как сама эпоха контрабандистов, точнее то время, когда они еще были в Италии и тайными тропами пробирались в обход таможенных и полицейских постов. Впрочем, итальянцы – народ жуликоватый (в хорошем смысле слова – предприимчивый), поэтому уверен, кто-нибудь пользуется этой тропой и сейчас (шучу!).
Маршрут сложный. Не обслуживаемый и не маркированный. 90% маршрута проходит по траверсу вдоль вертикальной стены, возвышающейся над озером. Фактически открытых участков не так много, тропа идет внутри «туннеля».
Вместе с тем, когда нависания заканчиваются, то открываются довольно опасные кулуары, с которых может прилететь много камней, особенно, в сильный ветер или дождь. В дождь я бы там и сам не ходил бы. Но ветер нас немного потрепал в этот раз.
Металлические тросы провешены на 20% маршрута, кроме того, крепления старые, тросы тонкие, скорее всего – это страховочные элементы рабочих, которые занимаются исследованием и расчисткой склона, а также обслуживанием сетки, которая натянута на некоторых частях маршрута для предотвращения камнепада. Внизу проходит автомобильная дорога.
Несмотря на то, что маршрут не является туристическим, т.е. не входит в перечень официальных via ferrata этого региона, почти на всех сложных участках пробиты крепкие анкеры.
Кое-где даже сделаны петли для дюльфера, завешены веревочные перила, есть даже металлическая лестница. Однако, состояние всех этих условных приспособлений для страховки можно оценить как изношенное, дряхлое. Поэтому мы стараемся не только не использовать местные «мотявочки», а провешивать собственные перила и делать точки страховки через оттяжки.
С собой 50 м. веревки, 10 оттяжек, полно карабинов и репшнуров, в общем – подготовились.
Учитывая сложность маршрута, для простой прогулки или развлечения он точно не подойдет. Слишком велика вероятность камнепада, разрушения осыпной тропы, элементарного срыва при прохождении скал. А вот для тренировки, я считаю этот маршрут идеально подходит.
Отработать хождение в связке по сложному рельефу, с большим количеством трещин, поворотов, узких мест. Отработать попеременную страховку, работу с перилами, станциями и узлами, ну и можно меняться местами…
Сперва первый провешивает трассу на 50 м., второй страхует и далее собирает все железо, потом меняются и так далее. Чем хорошо, всё движение происходит линейно, по горизонтали. Просматривается маршрут, можно видеть ошибки, вообще удобно тренироваться.
На маршруте много отвесных скал, отрицательных углов и трещин. Проходится все на «физухе», на руках с упором ногами. Никаких ступенек, металлических скоб и прочего «виаферратного» железа нет. При этом, приходится довольно часто перестегиваться, т.к. между вбитыми анкерами очень небольшое расстояние. Внизу пропасть, страховка обязательна!
Иной раз, пройдя какой-нибудь участок, поворачиваемся и обнаруживаем великолепный ракурс для фотографии. Тогда кто-нибудь из нас возвращается и позирует. Условие только одно – рядом обязательно должна быть точка страховки. Впрочем, хотя маршрут и не обслуживаемый, кто-то заботливо и последовательно пробил его хорошими анкерами – ни пятнышка ржавчины. Правда, попадаются и старые закладные элементы.
Не могу сказать, что маршрут длинный, скорее времени на его прохождение потратили много, т.к. любая работа с веревкой, организацией страховки и прочее забирает много времени и сил, но начав с раннего утра (часиков 9-10), вернулись к машине только к 16-00. Правда, устроили небольшой привал и пикник на обратном пути, который проходит пешеходной тропой по склону.
Собственно, вот и финал. Потом неспешно спуститься по асфальтированной дороге до машины, скинуть с себя все снаряжение и, переодевшись в «гражданское», поехать отдыхать на озеро.
Нам очень везло с погодой в эту поездку. Все-таки февраль здесь межсезонье, даже несмотря на теплый микроклимат вокруг озера. А вот середина марта – это теплые до 18 градусов дни, еще не палящее солнце, прохладные вечера и утренние часы. В общем, для занятий альпинизмом – самое оно. Хотя утром обычно было немного пасмурно, но всего на пару часов.
Сегодня к нам присоединилось несколько человек из Германии. В Баварских Альпах еще лежит снег и ночами отрицательные температуры, поэтому узнав, что мы планируем несколько маршрутов на озере Гарда, наши друзья с удовольствием присоединились к организованному dimaleks.ru туру.
Очень удобно было работать на маршруте вдвоем (спасибо, Гульчик!), поочередно страхуя клиентов, лидируя и замыкая движение группы, меняясь, в зависимости от сложности этапа или скорости.
Маршрут via ferrata Che Guevara для нас был уже схоженным и понятным, но это никак не компенсировало его сложность. Продолжительность по пройденному треку 17 км., абсолютный подъем 1400 м., вышли на маршрут в 9-30 утра, вернулись в 20-00 вечера. Дважды устраивали отдых на подъеме, трижды на спуске. Была одна получасовая остановка на обед.
Длительность похода также обусловлена довольно частыми съемками фото и видео.
Группа, стартовавшая чуть быстрее нас (с разницей в 30 минут), скрылась из видимости уже через час. Так мы их и не встретили. Впрочем, они были в шортах, торопились до заката спуститься, видимо :)))
Начало похода от кемпинга Daino. В отличие от 99% кемпингов в этом регионе, он работает круглогодично. Хорошее место. Большая территория, есть места под палатки (10 евро с человека), есть холодильники в общественное пользование, столовая, зона отдыха, душ с горячей водой, бассейн, интернет, прачечная, до боулдерингового центра и магазина со снарягой 5 минут ходьбы. Рядом есть магазины, кафе, бары.
Не стану повторно описывать маршрут via ferrata Che Guevara. Скажу лишь, что сложность его в монотонности и дистанции. Множество вертикальных этапов via ferrata чередуются с трекинговыми участками. Ходить придется много. Я бы рекомендовал данный маршрут в качестве подготовки к большим горам, типа Монблана или Маттерхорна, т.к. много лазания (1400 за один присест) и много ходьбы. При этом, тросы протянуты таким образом, что можно их использовать только для страховки, а почти весь маршрут проходить на руках, используя естественный рельеф.
Правда, когда устаешь, то все-равно начинаешь цепляться или подтягиваться за трос, так проще и быстрее.
Много и горизонтальных отрезков пути. Там тоже провешены тросы. Не ленитесь встегиваться, камней на полочках полным-полно. Сыпет не часто, но бывает при сильном ветре. Особенно важно, если впереди идет группа не сильно подготовленных туристов. Или зимой, когда мы ходили, то многие полочки и карнизы были в снегу.
Отметились в книжке. Сделали несколько фото с украшением Олега Чегодаева. Этот ледоруб теперь для нас талисман. Я купил его еще перед восхождением на Белуху, в Новосибирском филиале Альпиндустрии. И теперь это украшение носит Гульчик и всегда берет его в наши горные походы.
У меня тоже теперь есть свой талисман, тоже из коллекции Олега Чегодаева. Обязательно сделаем фото, но на другой горе (не буду раскрывать всех секретов, но в планах сходить в горы в Башкирии).
Последние метры перед вершиной дались медленно. Устали.
Хотя мне показалось, что группа шла хорошо, бодро. Никто не жаловался, всем понравилось.
Набежал туман. Видимость упала до 5 метров. На самом верху было вообще сложно понять, куда идти. Пришлось включать навигатор и смотреть направление до Refugio.
Но сперва сходили до креста. Отметились.
Refugio еще закрыт, не сезон. Но есть аварийная комната с печкой, дровами и местами переночевать. Снег еще лежит, поэтому можно воды натопить. На стене приюта висит табличка с телефоном такси (цивилизация, блин!).
Рядом стоят указатели направления и рекомендованных троп для спуска.
До нашего городка Пьетрамурата идти 3.30 минут., однако, снег на склонах и туман вызывают сомнение в правильности решения. Некоторое время стоим, рассуждаем.
В итоге все-таки решаем не спускаться по пути подъема, т.е. не использовать via ferrata для спуска, а пойти пешком через лес. Пришлось немного помокнуть, т.к. я в низких approaching ботинках, не предназначенных для подобных прогулок. Тропим, снега оказалось просто тонна. До начала спуска по тропе вглубь леса промокнуть успели все.
Сам спуск простой, снег почти сошел, но лед под опавшей листвой еще остался. Это был адский каток. Находим длинные палки, стругаем себе посохи, чтобы хоть как-то поддержать на спуске. Без падений не обошлось, но хоть без увечий. Из-за сложного состояния тропы на спуске, скорость наша упала до непозволительной.
До темноты не успели пройти и половину маршрута. Включили фонарики. В какой-то момент тропа перешла в широкую дорогу, оказывается, в этих местах ведется вырубка деревьев и организована лесопилка. Идти по дороге гораздо проще. Связь есть, можно даже вызвать Убер :)))
Помню, что усталость включила режим «автомат», я монотонно шагал, не чувствуя каких-либо эмоций, несмотря на то, что мы весело болтали и даже пели песни, чтобы поддержать друг друга. Я просто шагал…
В полной темноте спускаемся до трассы. Уже везде огни, шум машин. Выходим на асфальтированную площадку. Ура! Рядом стоит небольшой трейлер с фруктами, овощами, какими-то чипсами и шоколадками :))))) и водой! Проголодались все, особенно по части воды. У каждого был 1 литр на маршруте, в принципе, достаточно, но на 17 км. понятно не хватило.
Дальше снова темной тропой до реки вниз и 5 км. простой грунтовки вдоль виноградников, под нависающей громадиной горой.
Спалось прекрасно! Утром вставать не хотелось вообще :)))
Продолжение следует…
Leave a Reply