Приятно был удивлен транспортным сервисом в Иране. К сожалению, мне не довелось испытать междугороднее сообщение на автобусах, а также услуги мото-такси, но мои коллеги по путешествию заверили меня в исключительном качестве рейсовых пассажирских перевозках, а также в высоком мастерстве байкеров, так что картинка сложилась и транспорту в Иране можно поставить твердую пятерку.
Такси в городе стоит дорого. Выход из этой ситуации очень простой: поставить приложение SNAPP или TAP30. Оба приложения качаются через фирменные сайты этих служб такси, но только на территории Ирана. Не знаю, поможет ли хитрый VPN в Москве, но у меня получилось закачать данные приложения только в аэропорту Тегерана, по прилету. Для использования сервиса потребуется местный телефонный номер.
После регистрации можно использовать приложения. На фарси не сложно разобраться. Обе программы работают хорошо. Интерфейс понятный. Цены на услуги такси в TAP30 чуть ниже, чем в SNAPP. Такси приезжает быстро. Приложение также можно использовать для торга с водителями, как аргумент цены за поездку. Не всегда срабатывало, поэтому проще вызвать через приложение и подождать пару минут. В соседние города, в пределах 50 км от Тегерана также можно ездить через SNAPP или TAP30, но дальше этого радиуса сервис не поддерживается. Для оплаты проезда можно привязать карту MAH CARD или заранее поменять валюту на риалы.
С такси разобрались, едем дальше. Точнее, спускаемся в метро. Проезд стоит 10 000 риалов, в переводе на понятные величины – около 10 рублей (по курсу черного рынка на июнь 2018). Сеть метро весьма разветвленная. Охвачен даже аэропорт. Современные станции, вагоны. Хорошее кондиционирование воздуха. Эскалаторы, питьевые фонтаны, просторные вестибюли. Построено немцами, ну, или при их поддержке. В час-пик загружено и даже перегружено. Но кого испугает иранское метро после давки на Выхино в 7 утра?
Вагоны разделены. Есть общие и только для женщин. Последние весьма комфортны, особенно в час-пик. Второй раз в жизни подумал о смене пола (шутка!). Когда путешествовал по Индии ходил в саронге, и очень завидовал женщинам, имеющим возможность всю жизнь ходить в юбках. А вот шотландцам не завидовал, вспоминая свой автопробег по ледяной Шотландии и острову Скай.
В метро полно торговцев, как у нас в электричках. Продают всякую дребедень. Народ активно покупает. Мужчины торговцы имеют право зайти на женскую половину.
Впрочем, некоторые женщины тоже не брезгуют пользоваться общими вагонами, но не дай Бог…т.е. не приведи Аллах кому-то даже случайно дотронуться до хиджаба или задеть рукой. Крику будет столько, что сбежится весь поезд. И тому несчастному мужчине я точно не позавидую. Растопчут. Кричащая, обиженная женщина – это как сигнал бедствия тонущего корабля. Все тут же спешат на помощь: от простых зевак, до женского батальона смерти (из соседнего дамского вагона) и полиции. Мужчины стараются тихо скрыться в переходах метро. Наблюдал такую картину неоднократно.
Метро пользовался регулярно. Для удобства купил себе проездной. Пополнять его можно картой MAH CARD или через кассу метро наличными.
Такой проездной действует и в автобусах. Кстати, в наземном транспорте действует жесткое разделение на мужские и женские секции. Остановки такие же, ну, или похожие на индонезийские, что на острове Ява. Проезд стоит 5000 риалов.
ТЭГИ: Иран, Тегеран, метро, транспорт, такси, автобус
Leave a Reply